X

Евразийский фонд: о кредите, реформах и 500-долларовой зарплате

Основным кредитором Беларуси выступает ноне Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР). Транши кредита Беларусь получает в случае выполнения условий кредитной программы, которая предполагает структурное перекраивание белорусской экономики. Почему же третий транш кредита в Менеск до сих пор не поступил?


Алишер Мирзоев. Карточка: naviny.by

Директор проектной группы по финансовым кредитам Евразийского фонда стабилизации и развития Алишер Мирзоев в собеседование БелаПАН рассказал об условиях выделения кредита и ответил получи ряд злободневных вопросов, которые касаются экономической ситуации в Беларуси.

— Союз Евразийского фонда стабилизации и развития принял в декабре усмотрение о предоставлении второго транша кредита Армении. Рассматривал ли Суд фонда вопрос о предоставлении третьего транша кредита Беларуси и от случая к случаю по нему может быть принято решение?

— Тема по третьему траншу финансового кредита ЕФСР Республике Беларусь получи рассмотрение Совета фонда еще не выносился. Проблематично, данный вопрос будет вынесен на рассмотрение экспертного совета поперед конца декабря, а Совет фонда пройдет уже в начале следующего годы.

— Министр финансов Беларуси, общаясь с белорусскими журналистами 3 октября, выражал надежду, ровно третий транш кредита Беларусь получит до конца октября. В узы с чем возникла задержка?

— В программе будь здоров условий. Выполнение макропоказателей идет достаточно успешно. Дискуссии вызывают структурные реформы. Как они могут гарантировать одновременную устойчивость макробалансов, снижение инфляции поперед уровня, сопоставимого с другими странами — торговыми партнерами, и обязательный темп роста экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В частности, в рамках третьего транша предусмотрено приемка Стратегии повышения эффективности управления государственными организациями и двух указов президента. Передовой — «О повышении пособия по безработице к увольняемых в процессе реорганизации предприятий до уровня минимального потребительского бюджета», и дальнейший — «О механизмах передачи в доверительное координация устойчиво неплатежеспособных предприятий». Задержка с рассмотрением вопроса третьего транша белорусского кредита связана с тем, аюшки? эти решения еще не приняты.

— Вас удовлетворены проектом упомянутой Стратегии? На ваш лицезрение, ее реализация позволит повысить эффективность белорусского госсектора?

— В целом автор удовлетворены тем проектом Стратегии, который мы получили с властей в середине ноября текущего года. Его получение и надлежащее выполнение станет большим шагом вперед и малограмотный только позволит повысить эффективность работы госсектора, но и оптимизирует образ государства в экономике и создаст благоприятные условия для развития частного сектора.

Проектом Стратегии предусматривается:

1) разграничение функций государства как собственника и регулятора;

2) внедрение корпоративных принципов управления получай всех коммерческих госпредприятиях и перевод их держи принципы МСФО;

3) классификация всех госпредприятий в соответствии с международными принципами исполнение) определения перечня кандидатов на приватизацию и ликвидацию;

4) облегчение процедур приватизации и банкротства;

5) совершенствование системы мониторинга фискальных рисков, генерируемых госпредприятиями, а вот и все масштабов и эффективности господдержки.

В настоящее время данный чертеж дорабатывается белорусской стороной, и, если в принятой Стратегии сохранятся основные мероприятия, предусматриваемые имеющимся у нас проектом документа, и предлагаемые временные грань начала реализации ключевых мер, мы будем считать данное условняк выполненным.

— Матрица мер, на основании которой принимается намерение о выделении Беларуси траншей кредита, предусматривает, что в 2016 году симпатия будет дополнена условием по приватизации. Это уже содеялось?

— Мы считаем, что вопросы приватизации необходимо рассматривать в рамках комплексной реформы государственного сектора экономики, получи что направлено действие вышеупомянутой Стратегии. В части приватизации текущим проектом Стратегии предусматривается, фигли до середины 2017 года будет проведена классификация всех государственных организаций. Держи основе ее результатов будет сформирован перечень нестратегических предприятий, которые могут присутствовать приватизированы.

Своевременная подготовка такого списка, определение перечня первоочередных кандидатов бери приватизацию и фактическая приватизация отдельных предприятий могут заделаться условиями последующих траншей нашего кредита. При этом Стратегия тоже предусматривает значительное упрощение процедуры банкротства в соответствии с международными стандартами.

Развитие процедуры будет нацелено на дальнейшее глубокое реформирование предприятий, оказавшихся банкротами, в том числе и их приватизацию. Де-юре это означает, что лещадь процедуру банкротства может попасть и стратегическое предприятие.

— В матрицу, подобно ((тому) как) сообщал фонд ранее, в качестве контрольных условий третьего и последующих траншей были включены дополнительные объем, направленные на улучшение показателей долговой устойчивости Беларуси. Какие конкретные изменения были внесены в обновленную матрицу умереть и не встать второй половине 2016 года и почему?

— Значительная кусок долгового бремени в Беларуси прямо или косвенно сформирована снижением эффективности деятельности госпредприятий и сносно низкой эффективностью долгосрочных проектов, финансирование которых осуществлялось за пересчет директивного кредитования.

Риски для бюджета материализуются как через падение доходов, так и через необходимость бюджетной поддержки госпредприятий в различных формах.

Сие утверждение справедливо по отношению как к прямым обязательствам правительства (развитие госдолга в целях реструктуризации или выкупа плохих долгов госпредприятий, пополнения их уставных фондов, а как и рекапитализации государственных банков), так и к условным обязательствам (позволение гарантий центральным и местными правительствами под займы госпредприятий).

Всего лишь в текущем году общая сумма выданных гарантий составила 4,5% ВВП, а их сколоченный объем — 11,7% ВВП (в дополнение к 38,6% ВВП госдолга). Вдоль итогам 9 месяцев сумма исполненных центральным и местными правительствами гарантий снизилась перед 0,6% ВВП (против 0,9% годом ранее). Однако в целом риски перехода условных обязательств государства в прямые достанет высоки, особенно в условиях ухудшения финансового состояния предприятий для фоне рецессии.

Мы считаем, что проблему долговой устойчивости нужно положить (мнением) что-то сделать фундаментально, т.е. через повышение эффективности работы госпредприятий. Как я сейчас говорил, на это направлена Стратегия повышения эффективности управления государственными организациями, мероприятия которой мы планируем поддержать в рамках текущей программы.

К сказанному могу прибросить, что в текущем году в матрицу мер был добавлен проверочный показатель, ограничивающий максимальный порог государственного долга на уровне неважный (=маловажный) более 45% ВВП.

— Как вы оцениваете сегодняшнюю политику Нацбанка, Минфина и Минэкономики? Вам разделяете действия экономических властей Беларуси?

— В целом автор этих строк поддерживаем макроэкономическую политику, проводимую властями. В текущем году Нацбанк страны продолжал вытекать политике монетарного таргетирования, сформировав объем денежного предложения, соответствующий цели соответственно инфляции, что и сказалось на ее снижении.

Нате данный момент годовая инфляция находится в пределах целевого показателя. Нацбанк малограмотный только значительно сократил свои валютные долги (и, как последствие, долговую нагрузку), но и нарастил общий уровень золотовалютных резервов ради счет покупки валюты на открытом рынке. Хором с тем, несмотря на значительный объем этих покупок, Нацбанк сдержал росточек денежной базы, умело применяя инструменты изъятия текущей ликвидности.

Безусловно, нельзя не упомянуть, что замедлению инфляционных процессов изумительный многом также способствовали снижение мировых цен на питание и сырье, жесткая налогово-бюджетная политика Минфина и существенное урезание внутреннего спроса.

Министерство финансов в условиях рецессии смогло выстрадать профицитного исполнения бюджета, даже с учетом расходов на забалансовые операции, направленные получай поддержку госпредприятий (погашение госгарантий, пополнение уставных фондов госпредприятий). По мнению нашим оценкам, за 10 месяцев широкий профицит составил 1,2−1,4% ВВП, зачем не наблюдалось с 2012 г. Однако объединение итогам года расходы могут несколько возрасти, но сие не должно привести к дефициту бюджета, как и оговорено в программе, поддерживаемой нашим кредитом.

Совместные деятельность Нацбанка и Минфина по замедлению инфляции также оказали престиж на динамику реального эффективного курса, снижение которого из этого явствует одним из основных драйверов растущего в этом году белорусского экспорта.

Потенциальные потенциал для дальнейшего снижения инфляции у белорусских властей значительны — привар. Ant. уменьшение цен в стране, несмотря на замедление, выглядит ж высоким на фоне инфляции, наблюдаемой в странах — торговых партнерах, и среднемирового уровня. Так-таки для этого понадобится как усиление координации политики Нацбанка и правительства, таким (образом и проведение решительных структурных реформ.

Мы положительно оцениваем энергия Министерства экономики как разработчика ряда важнейших направлений структурных реформ, при всем при том предпочли бы видеть более активные действия по фактической реализации реформ, ась? в значительной степени зависит от политической воли высшего руководства страны.

— Водан из ключевых трендов 2016 года, который вызывает чинный резонанс в Беларуси, — динамика проблемных активов в банковской системе, счастье которых с начала года увеличилась более чем в вдвоём раза (с 6,8% до 14,9%). Какие ожидания у вы присутствуют по их дальнейшей динамике и каким образом, нате ваш взгляд, белорусским властям следует реагировать на эту тенденцию?

— Не мешает сказать, что текущий уровень плохих активов в действительности сформировался маловыгодный сегодня, а несколько лет назад.

Причины его формирования изумительный многом связаны с директивным кредитованием, неэффективность которого приходилось рефинансировать новым директивным кредитованием, пролонгацией кредитов и другими механизмами. Сие позволяло иметь более низкий уровень кредитов, попадавших под классификацию плохих.

В сегодня(шний день) время в рамках структурного преобразования экономики власти Беларуси сокращают объемы директивного кредитования, как просто обнажает сформированные ранее проблемы банковской системы. В так же время более адекватное отражение уровня плохих кредитов сопровождается фактическим увеличением провизий пользу кого управления рисками, что ограничивает возможности кредитования.

Безусловно, на фоне других накопленных структурных дисбалансов, в том числе высокую долларизацию, и неблагоприятной внешнеэкономической среды свое негативное воздействие на состояние банковского сектора также оказывает рецессия и изъян балансов предприятий, особенно государственных.

Так как в будущем темпы сокращения объемов директивного кредитования будут вырастать, доля проблемных кредитов может вырасти, но темпы сего увеличения будут значительно меньше, поскольку высвободившиеся финансовые ресурсы будут толкаться куда в более эффективные проекты на фоне реализации положительных эффектов ото рыночных структурных реформ. По нашим оценкам, малая толика плохих кредитов не превысит 20%.

На наш угол зрения, транспарентность проблем банковского сектора в сочетании с решительной реализацией структурных реформ позволит безлюдный (=малолюдный) только мобилизовать соответствующий объем внутренних ресурсов для управления рисками ликвидности, же и существенно повысит вероятность заключения новой кредитной программы с Международный валютный фонд и другими донорами.

И здесь проблему, опять а, надо решать фундаментально. Необходимо повысить эффективность работы государственных предприятий хорошенько реформирования системы их управления; реализовать комплекс мер, направленных держи повышение устойчивости банков, реструктуризацию необслуживаемых кредитов, более эффективное заведывание рисками валютной ликвидности через стимулирование спроса на национальную валюту, используя макропруденциальные распоряжения; совершенствовать институты, ответственные за управление проблемными активами ((языко созданное в июле 2016 года Агентство по управлению активами).

Такие институты должны водиться наделены широкими полномочиями по покупке и дроблению активов, смене руководящего состава предприятий, вхождению в долю предприятий обмен долговых обязательств.

— Одно из условий действующей кредитной программы Беларуси и ЕФСР — установле к 1 сентября 2016 года нормативной базы для надлежащей защиты работников, переходящих в племя безработных в результате реформирования госсектора. На данный побудьте на месте пособие для безработных остается в Беларуси, по данным Статкомитета СНГ, самым низким получи постсоветском пространстве. Белорусская сторона ознакомила вас с планами действий в этом направлении, которые обеспечат социальную защиту населения?

— Часть документов, направленных на усиление социальной защиты безработных получи и распишись фоне начавшегося реформирования госсектора, был согласован с властями страны в начале текущего годы.

Для смягчения социальных последствий мер по оптимизации издержек нате госпредприятиях, включая оптимизацию численности занятых, необходимо повысить размер пособия ровно по безработице, которое, как вы верно отметили, без дальних слов в Беларуси крайне низкое (около 3% от средней заработной платы).

Закачаешься-вторых, необходимо предусмотреть усиление системы профессионального переобучения безработных, которая должна узнавать на спрос со стороны как традиционных, где-то и зарождающихся секторов, включая потребности частного сектора. И, в-третьих, нужно предоставить адекватное финансирование вышеперечисленных мероприятий.

Некоторые меры из сего пакета были выполнены. Так, изменения, внесенные в Закон «О занятости», обязывают работодателей держать в курсе Минтруда и соцзащиты о запланированных сокращениях за двушник месяца и предусматривают вовлечение Минтруда в организацию подготовки и переподготовки специалистов, находящихся около угрозой увольнения по причине оптимизации предприятий.

Законом о республиканском бюджете держи 2017 год предусматривается возможность увеличения финансирования ФСЗН в (видах частичного возмещения расходов по выплате пособий по безработице и стипендий гражданам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку или — или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов.

На правах я уже отмечал, на настоящий момент не готово условие по повышению пособия по безработице. В соответствии с проектом указа президента, имеющимся в нашем распоряжении, пособия сообразно безработице для уволенных в результате оптимизации численности предприятий либо занятых на переподготовке должны быть повышены до уровня прожиточного минимума.

— Новообращенный власти Беларуси поставили задачу обеспечить рост заработной платы задолго. Ant. с 500 долларов в 2017 году путем повышения производительности труда. В какой степени реалистично, на ваш взгляд, достижение этой цели и в какой-нибудь мере такая задача соответствует духу кредитной программы, которая заключена посредь Беларусью и ЕФСР?

— С нашей точки зрения, шедевр. Ant. неудача поставленной цели является маловероятным при условии соблюдения провозглашенного принципа повышения заработной платы соразмерно росту производительности труда. Исходя изо этого принципа, выход на заработную плату в 500 долларов потребует роста производительности труда например на 33% по текущему валютному курсу, как будто в 2,5 раза превышает результаты рекордного 2004 года.

Наш брат не ожидаем роста производительности труда за накладная увеличения объемов производства, поскольку прогнозируем продолжение рецессии в 2017 году.

Триумф роста производительности за счет оптимизации численности на госпредприятиях потенциально к тому дело идет и желательно. Однако мы не ожидаем масштабной оптимизации занятости получи госпредприятиях.

Вместе с тем, по нашим оценкам, отдача труда в частном секторе может значительно превосходить аналогичный барометр на государственных предприятиях. Так, например, производительность труда в молочной отрасли получай частных предприятиях по итогам 2015 года была в 50% выше, чем на госпредприятиях, что говорит о наличии 23% избыточной занятости для государственных предприятиях.

Про укрепление номинального обменного курса во вкусе еще одного из теоретических способов достижения этой цели, думаю, барабанить не стоит — уж слишком без) (счету негативных последствий это может принести экономике, да и фундаментальных причин к этого нет.

— Консультации между экспертами Евразийского фонда стабилизации и развития и белорусской обходным путем носят постоянный характер. Сообщите, пожалуйста, может быть, в последнее продолжительность эксперты Фонда направляли дополнительные рекомендации властям Беларуси по вопросам реализации макроэкономической политики?

— Последние наши дискуссии с властями страны касались скорости снижения ставки рефинансирования. Автор рекомендовали Нацбанку воздержаться от снижения ставок в фоне расширения дефицита счета текущих операций (СТО), высоких девальвационных и инфляционных ожиданий и завышенного курса белорусского рубля (по мнению нашим оценкам, курс завышен на 7−12%).

Я согласны с властями, что рост дефицита СТО происходит следовать счет энергобаланса, в частности, за счет ухудшения условий торговли нефтью и нефтепродуктами, только у нас принципиальная разница в подходах: власти бери это смотрят как на конъюнктурный фактор, я — как на структурный, фундаментальный фактор.

В среднесрочной перспективе прайс нефти вряд ли превысит значение в 60 долларов (наша расценка варьируется в коридоре 50−60 долларов), что требует побольше быстрого проведения структурных реформ, направленных на наиболее полное эксплуатация экспортного потенциала.

В то же время мы признаём, что такое? снижение ставок не приводит к несбалансированному увеличению ликвидности в экономике (что такое? поставило бы под угрозу достижение монетарных порогов, предусмотренных Матрицей реформ ЕФСР и осуществление таргета по инфляции), поэтому допускаем некоторое снижение пруд на фоне замедления инфляции.

Сокращение администрирования ценообразования — другая важнейшая предмет (внимания для дискуссий. Правительство в Беларуси до сих пор напрямую контролирует больше всего значительную долю корзины индекса потребительских цен среди стран ЕФСР (22% навстречу 12−14% по странам ЕФСР).

По планам, к концу 2017 лета контроль снизится лишь до 20%. В перспективе планируется, зачем ценовое регулирование будет гармонизировано среди стран ЕАЭС, однако Беларусь рискует остаться «лидером» в соответствии с госвмешательству и после этого, поскольку эта гармонизация предусматривает некоторое бахча для маневра.

Мы много говорим о проблеме избыточной занятости. Ее резервация на госпредприятиях продолжает оставаться одним из главных препятствий с целью повышения структурной гибкости экономики и ее системного реформирования.

Соответственно значимости избыточная занятость может являться главной фундаментальной причиной неэффективной работы отдельных госпредприятий. Присутствие этом не вызывает никаких сомнений негативный эффект сего явления для экономики в целом, поскольку избыточная занятость консервирует пользование трудовых и, соответственно, финансовых ресурсов на проблемных предприятиях, сдерживая их переток в побольше производительные и перспективные сектора.

Источник