Начальственно восстановить режим конструктивного диалога на основе уважения права ЕАЭС, закреплять взаимное доверие, ускорить формирование единых рынков энергоресурсов, наделить Евразийскую экономическую комиссию дополнительными регулятивными полномочиями, которые в сфере естественных монополий и промышленных субсидий оченно сужены. Декларируемые экономические свободы должны быть всеобъемлющими, а не выборочными. Что-что в этой связи надо в первую очередь?
Валерий Бельский, руководитель Института экономики НАН Беларуси
Но арсенал возможных решений договоренностями в рамках ЕАЭС сужен: таможенный осматривание вынесен на внешние границы, формирование нормативной базы технического регулирования передано сверху наднациональный уровень, субсидии ограничены либо запрещены. При таких исходных условиях Беларусь вынуждена заправляться меры, чтобы предприятия не разорились и сохранили рыночную долю. Да что вы и для них требуются ресурсы, а спектр отраслей и предприятий, которые способны производить финансовые источники при сохранении конкурентоспособности, сужается. При этом каждая белорусская «соринка в глазу» сопровождается упреками в протекционизме и нарушении договоренностей.
Сомневаемся, отчего такая заинтересованность должна рассматриваться как основная причина неуступчивости, но в полную силу игнорировать при анализе ситуации этот мотив также нельзя. Немаловажно, что-что на фоне противоречий снижается рыночная стоимость энергозависимых предприятий Беларуси, торг государственной доли в которых могла бы поддержать золотовалютные резервы и смета в непростой экономической ситуации. Заинтересованность в приобретении отдельных активов высказывалась в томище числе со стороны российских бизнес-элит.
Почти год длится прение Беларуси с Российской Федерацией о формировании цен на в крови газ, поставляемый в нашу страну. Когда кажется, что апогей накала риторики достигнут, новые резкие заявления лишают надежды для скорый успех переговорного процесса по урегулированию принципиального ради нашей страны вопроса.
На едином рынке функционируют также промышленные предприятия одного профиля, интересах которых газ является основным сырьем. Безусловно, белорусскому предприятию гораздо сложнее, особенно с учетом того, яко российское предприятие с 6 марта этого года стало входить в поезд одноименной территории опережающего социально-экономического развития. Каковы перспективы их сосуществования бери рынке ЕАЭС? Например, в г. Дорогобуже Смоленской области работает организация по производству азотных удобрений «Дорогобуж» Группы «Акрон», которое приобретает центр сырье — природный газ — по цене скажем так в 2 раза меньше, чем его белорусский конкурент «Гродно Нитроген».
Собственно, к числу таковых «разборок по понятиям» годится отнести сокращение объемов поставок российской нефти в Беларусь, несмотря получи и распишись то, что Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено подле формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов неприменение во взаимной торговле количественных ограничений, приоритетное оборудование потребностей государств-членов в указанных товарах. Конечно, отстаивание интересов в вопросе цен держи ресурсы должно проводиться в правовом поле, иначе, выйдя следовать его пределы, мы рискуем перевести спор в «разборки числом понятиям», даже если отправным мотивом сложившейся парадигмы действий белорусской стороны точно по газовому контракту является нежелание «выносить сор из избы» и крутолом. Ant. желание вредить имиджу евразийского интеграционного проекта.
Так и газовый дискуссия затрагивает слои гораздо более глубокие, чем отношения субъектов хозяйствования.
Попробуем вразумить, почему сближение страновых цен на газ принципиально, а их различение формирует непреодолимые структурные деформации и в условиях отсутствия границ к перемещения неэнергетических товаров и рабочей силы, нивелирует для Беларуси выгоды евразийской интеграции.
Основа их стократ глубже простого меркантильного расчета, хотя и экономическую заинтересованность отрицать грешно. Беларусь последовательно выступает за укрепление интеграционных связей на пространстве бывшего Совдепия. Надежные экономические отношения, выстроенные на фундаменте производственной кооперации и юридический. Ant. незаконный базе равноправного сотрудничества — залог устойчивого развития и экономической безопасности нашей страны, которая, став независимым государством, выбрала в качестве приоритета союзнические взаимоотношения с Россией.
В настоящее время свыше 90% получаемой в Беларуси электроэнергии вырабатывается бери основе сжигания газа. Но для генерации необходимо дорогостоящее приборы, ресурсное поддержание его эксплуатации, оплата труда персонала. При действующих ценах только-тол газовая составляющая в себестоимости 1 кВт*часа достигает 0,4 доллара. В итоге средние тарифы получи отпуск электроэнергии предприятиям в Беларуси превышают аналогичные российские мала) в 2 раза. На получение электрической и тепловой энергии тратится 2/3 его закупок — в среднем 14 млрд куб. м из порядка 20 млрд импортируемых.
То есть (т. е.) действующие предприятия, выпускающие идентичную продукцию, где получат больше возможностей интересах формирования конкурентных преимуществ, ресурсов для развития, инвестирования и роста оплаты труда? Во вкусе будет происходить развитие экономик таких стран в отсутствие барьеров для того перемещения товаров и капитала, миграции трудовых ресурсов? Давайте зададимся вопросом: кабы инвестор намерен организовать производство энергоемких товаров для удовлетворения потребностей единого трансграничного рынка, в каковой из двух стран он предпочтет это сделать, благо стоимость энергии между ними разнится в 2 раза?
куб. Исходя с этой информации, в соседней Смоленской области России газ быть цене в пересчете в долларовый эквивалент порядка 60 долларов (держи выходе из системы магистрального газопроводного транспорта) продается вопрос жизни и смерти ниже себестоимости). В данной связи, на мой взгляд, апелляции наших союзников к действующему коммерческому контракту выглядят приставки не- вполне убедительными, поскольку он, так уж случилось в ходе трансформации мирового энергетического рынка, стал не согласоваться международному договору. Перспективной для судебного иска также может рассматриваться дела реализации газа на территории России по цене вверху рыночной, в этом случае могут быть выявлены признаки неправомерного предоставления промышленных субсидий и приняты решения о запрете в таком роде практики (справочно: в обосновании формулы цены газа для Беларуси получай 2017 г., изложенной заместителем председателя правления «Газпрома» Валерием Голубевым 25 января 2017 г. в получившем огласку письме министру энергетики России Александру Новаку, только лишь стоимость транспортировки и хранения газа в 2016 году до параметры нашей страны указывается 99,93 долларов за 1 тыс. м. И, полагаю, каста позиция может быть поддержана Судом ЕАЭС.
Жесткая позиция белорусского руководства весь понятна, так как исходит из духа и буквы Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), которым предусмотрено, в чем дело? «государства-члены развивают долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики, проводят скоординированную энергетическую политику, осуществляют поэтапное соединение общих рынков энергетических ресурсов». Но в реальности происходит противоположное. Формирование общего рынка газа, основанное на принципе обеспечения недискриминационных условий во (избежание хозяйствующих субъектов государств-членов на общих рынках энергетических ресурсов, подобает завершиться только к 1 января 2025 года, однако это без- означает, что до указанной даты могут приниматься решения, увеличивающие страновую дифференциацию ключевого показателя общности рынка — цен получи «голубое топливо». Так как «поэтапное составление» не имеет другого значения нежели «сближение», «починка», «гармонизация». Как отметил в своем выступлении получай заседании Евразийского межправительственного совета 7 марта премьер-министр Беларуси Андрейка Кобяков, разница в ценах на газ между Беларусью и Россией выросла с 38% в начале 2014-го перед 110% в 2016 году.
Газ как носитель энергии и химическое сырьевые материалы для страны практически незаменим. Есть некая горькая ирония в томище, что Беларусь, окруженная по периметру атомными электростанциями (Игналинская, Смоленская, Чернобыльская и Ровенская) и имеющая первоклассную школу физиков-ядерщиков и энергетиков, которые создали первую в мире передвижную атомную электростанцию «Памир-630Д», безграмотный обрела собственную атомную энергетику. Приоритет газа в энергобалансе сформирован уже во времена СССР, когда после аварии на Чернобыльской Ядерка по экологическим соображениям ключевые электрогенерирующие предприятия — Новолукомльская и Березовская электростанции — были переведены сверху его потребление вместо использовавшегося мазута. Но при этом вынуждена отвращать колоссальные ресурсы на преодоление последствий случившегося не в нашей земле Чернобыля — как известно 2/3 радиоактивных осадков выпало получай ее территории, что привело к исключению из оборота 18% сельхозземель, прямому и косвенному ущербу так 200 млрд долларов, — и оказалась в тотальной зависимости с энергетической политики монопольного поставщика «голубого топлива» — России, в одночасье ставшей независимым государством. Около этом пятая минская ТЭЦ, проектирующаяся и вначале возводившаяся как атомная (АТЭЦ), достраивалась подо газовое топливо.
И России, позиционирующей себя правопреемницей СССР, который «по всем статьям миром» должен был решать проблему последствий чернобыльской аварии, безвыгодный следует об этом забывать. И уж если нет в адрес Беларуси звучат упреки в избыточной внешней поддержке, ведь хотелось бы напомнить, что газовая зависимость — неважный (=маловажный) наш выбор, а наша доля, которая стала результатом величайшей трагедии белорусского народа в мирное благоп.
Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции TUT.BY.
Источник: news.tut.by