X

Опасный разворот. Рудый рассказал, почему инвестиции потекли из Беларуси и как их вернуть

С 2015 лета различные показатели прямых иностранных инвестиций демонстрируют их оттек из Беларуси. Опасную тенденцию анализирует в статье в очередном «Банковском вестнике» экс-спо президента, доктор экономических наук Кирюша Рудый, отмечая, что для обратного инвестиционного разворота прямых иностранных инвестиций в сторону Беларуси нужно радикальным менять инвестклимат. Рудый предлагает пошагово исполнить новую инвестиционную политику, разобравшись со всеми узкими кое-где, из-за которых сейчас отечество оказалась на обочине.


Снимок: Дарья Бурякина, TUT.BY

Анализируя долгосрочный тренд сокращения притока прямых иностранных инвестиций бери чистой основе, Рудый отмечает, как будто с 2015 года в Беларуси значит больше закрываться, чем открываться, организаций с иностранным капиталом. Близ этом количество организаций с иностранными инвестициями в первом квартале 2016 годы по сравнению с 2015 годом сократилось вот всех регионах Беларуси, что-то говорит о наличии системных причин, отмечает некто.

Беларусь традиционно интересна довольно узкому кругу инвесторов: в 2015 году 54,8% всех прямых иностранных инвестиций пришло помощью Россию и Кипр. Отмечается и высокая сосредоточение вложений у нескольких инвесторов: вслед за 2011−2015 годы получи пять крупнейших иностранных инвесторов (в часть числе Кроноспан, Хайнекен, Штадлер) пришлось 40% вложений иностранного капитала в уставные основной капитал.

Ограничены и инструменты инвестирования. В частности, автор этих строк отмечает, что доля вложений в уставные средства мизерна — их третина в структуре инвестиций на 1 апреля 2016 лета составляла всего 2%. Долговые инструменты, которые потребуют в будущем возврата капиталов, составили 57%. Получай реинвестирование прибыли пришелся 41% всех прямых иностранных инвестиций, а сие не приток новой валюты в страну, а виток доходов, полученных в основном в середине страны, подчеркивает Рудый.

Прямые иностранные капиталовложения приходили в Беларусь в основном не принимая во внимание прямого участия государства в уставных фондах и регистрировались что организации без ведомственной подчиненности. В 2015 году в организации с иностранным капиталом кроме ведомственной подчиненности пришлось 93,7% всех прямых иностранных инвестиций и 99,9% вкладов в уставные суммы в СП и ИП. «Сие доказывает, что органы государственного управления без- могут директивно влиять возьми иностранных инвесторов в Беларуси», — отмечает компилятор.

Не климатит

Среди причин формирующегося оттока прямых иностранных инвестиций изо Беларуси главной он называет потеря невинности платежеспособного спроса в стране. «Срыв производства, ВВП, реальных доходов населения и платежеспособного спроса является основным фактором, повлиявшим получай настроения инвесторов. По итогам опроса 46 иностранных организаций 33 изо них назвали главным барьером пользу кого инвестирования в Беларусь падение платежеспособного спроса», — пишет Рудый. В 2015 году реальные средства упали на 5,9%, расход — на 3,6%. Вне того, ухудшение условий для инвестирования позволено связать с сокращением производительности труда, которая в целом числом белорусской экономике за 2015 годик в долларовом эквиваленте упала получи и распишись 28%.

Проблемой стала необходимость возврата иностранными инвесторами внешних займов. В орден от белорусских государственных предприятий, которые в 2015 году с через поддержки государства смогли реструктуризировать приманка внешние займы, иностранные организации вынуждены были неповторимо возвращать кредиты, что привело к сокращению объемов реинвестирования прибыли и оттоку капитала изо страны.

Снижение инвестиций содеялось также из-за ухудшения финансового состояния организаций с иностранным капиталом в 2014—2015 гг. и сокращения прибыли.

Рудый обращает и внимание на накопленный вероятность расторжения инвестиционных соглашений. За 2009−2015 гг. в Беларуси было заключено 1844 инвестиционных договора. С них реализовано — 642 договора, расторгнуто — 663. Основополагающий причиной расторжения стало невыполнение взятых инвестором для себя обязательств, которые оказались обременительными. «С учетом опытным путем высокой вероятности неисполнения и расторжения инвестиционных договоров оный риск является накопительным и достигает критического уровня, влияя получи решения новых инвесторов», — предупреждает композитор.

«В Беларуси есть культурные особенности, которые в долгосрочном периоде накапливают действие и становятся барьерами для прямых иностранных инвестиций, — пишет Рудый. — К важнейшим с них относятся ориентация для советское прошлое, на краткосрочный факт. В целом в Беларуси наблюдается потребительское обращение к иностранному инвестору. По причине укоренившейся советской ментальности созданные умереть и не встать времена СССР государственные предприятия сохраняются, далеко не меняя реального собственника, вопреки даже на их акционирование. Рядом этом риск национализации рассматривается чисто возможность восстановить „народную“ честность. Ограниченная мобильность прежде всего старших поколений вытекает изо таких черт, как курс на советское прошлое, покровительство и коллективизм. Это ведет к ментальной изоляции, провинциальности, барьеру к культурной диффузии, формированию странного мировоззрения фантазирования и веры в неправдоподобные принадлежности». Автор предлагает провести в Беларуси продуманную пиар-кампанию, направленную нате развитие рационального, а без- эмоционального отношения к экономической действительности.

Посреди проблем он также указывает в накопленный негативный международный фигура. «Санкции, долгосрочная политическая замкнутость воспитывают у иностранных инвесторов предвзятое позиция к Беларуси, часто не столько разумно-экономическое, сколько эмоциональную неприязнь. Регулярные инвестиционные форумы объединение популяризации белорусского инвестиционного климата иной раз несопоставимы с одной или несколькими публикациями в торговля-изданиях», — предупреждает Кирюня Рудый. В качестве примера возлюбленный указывает международный бестселлер Алека Цивета (помощника Хиллари). Беларусь приводится в духе пример инвестиционной непривлекательности и неразвитости сфера информационно-коммуникационных технологий и противопоставляется Эстонии с ее электронным правительством, открытостью к инновациям.

Экс-секретарь президента обращает внимание на проблему усиления силового давления возьми экономику в 2015 году, отмечая накопление количества дел в суде в области административным правонарушениям в экономической сфере раньше 13 361 с 9792 в 2014-м. Центральный вклад в силовом давлении нате белорусскую экономику в 2015 году внесли МНС и ГТК.

Традиционно в соответствии с подавляющему большинству дошедших вплоть до суда дел итогом хорош наложение взыскания.

Что делать

Рядом этом вопрос привлечения прямых иностранных инвестиций остается неодобрительно важным для Беларуси. В частности, угоду кому) восстановления и поддержания экономического роста, обеспечения безопасности в валютной, долговой, бюджетной и корпоративной сферах. Числом оценке НИЭИ Минэкономики, во (избежание прироста ВВП за 2016−2020 гг. получи и распишись 10,1−15% (2−3% в годок) необходимо за 5 лет затянуть 9,3−9,6 млрд долларов нате чистой основе. Важны вложения и для выхода на безобидный уровень ЗВР, и для осуществления недолгового финансирования валютного долга.

«Конца-краю не видно экономический кризис в Беларуси, выражающийся в падении ВВП и реальных доходов, отнюдь не может не принадлежит) социальных последствий. По имеющимся оценкам, обострение безработицы на 1% приводит к росту самоубийств для 1,3%. С учетом долговой и бюджетной ограниченности иных вариантов, ещё как открытие экономики для ПИИ, в целях сохранения социально-экономической стабильности безграмотный просматривается», — предупреждает Рудый.

В качестве основного предложения в (видах проведения обратного инвестиционного разворота ПИИ в сторону Беларуси может поделаться изменение инвестиционного климата, который заключает в себя уже не столько социально-экономические круги, сколько институциональные, отмечает он.

Рудый предлагает вдохнуть жизнь работу Совета по привлечению инвестиций около премьер-министре с трансформацией Национального агентства в области приватизации и инвестициям (с ее переподчинением главе правительства) в центр тяжести окно и электронный портал чтобы инвесторов. Важно также повысить мотивацию госслужащих в работе с иностранными инвесторами и в целом исказить формат государственной службы с переходом нате предоставление госуслуг.

Важным пунктом должна комплекция правовая защита иностранных инвесторов. Предлагается, в частности, пропедевтика пятилетнего моратория на проверки организаций с иностранным капиталом, которые инвестировали в уставной фонд, а также формирование стандартного инвестдоговора, исключив социальные и часть некоммерческие обязательства с правительственной гарантией прав собственности инвестора. «Гармонизация национального законодательства с в особенности привлекательными в мире инвестиционными центрами, рекуперация британского права при инвестиционных спорах, не в пример другим риска национализации. Особый порядок приватизации градообразующих и монопольных организаций (примерно сказать, вывод их на IPO), единственный упрощенный плановый порядок малой приватизации. Вовлекание свободных производственных и сельхозплощадей в каденция», — пишет пишущий эти строки.

Рудый также обращает внимание бери необходимость снижения издержек иностранных инвесторов: отстранение валютных ограничений, использование инвесторами международных стандартов финансовой отчетности, опрощение доступа к земельным, трудовым, природным, энерго- и иным ресурсам, пропуск регистрационных процедур, неограниченная возможность репатриации прибыли.

Источник