X

Принимаемые меры «прибьют» реальный сектор

Беларусь славится не только государственным спортлото, легальностью казино и других азартных игр. В ней вкладчики банков чувствуют себя как завсегдатаи злачных мест, где высокие риски перемешаны с высокими доходами. Вершки достаются далеко не всем, а вот горькие корешки регулярно попадают на столы больных депозитной игроманией. Депозитозависимые люди часто забывают, что стоимость кредитов напрямую зависит от того, каковы процентные ставки по депозитам. Когда банки обещают им 45–50% годовых в белорусских рублях, про осторожность многие забывают, игнорируя очевидные признаки опасности. Мало кто хочет задать вопрос, есть ли в природе коммерческие проекты, которые могут «отбить» такие дорогие кредиты.

Наша финансовая система – пирамида и казино в одном флаконе

Нацбанк еще больше усугубил жизнь бизнеса. Своим постановлением от 13.11.2012 № 577 он существенно ограничил кредитование в иностранной валюте. Редкий вкладчик понимает, что это очень опасное для экономики решение. Оно чревато для коммерческих организаций резким увеличением издержек. Одно дело кредитоваться под 10–12% в валюте, другое – под 40–50% в белорусских рублях. Рублевые кредиты при инфляции до 25% годовых – это очень дорогое удовольствие. Нацбанк заставляет коммерческие организации переплачивать за кредиты, чтобы имитировать стабильность финансовой системы и добиваться похвалы от главы страны. То, что принимаемые меры «прибьют» реальный сектор, ни Нацбанк, ни Совмин, похоже, не интересует. Минфин при этом стоит как бы в стороне и, шаркая ножкой, не сокращает раздутые госрасходы.

Белорусские предприятия берут валютные кредиты, прибегают к разным схемам привлечения кредитных ресурсов из-за рубежа не от хорошей жизни. Они работают в условиях возрастающей конкуренции со стороны российских компаний. Доступ к глобальному рынку капитала – это необходимое условие реализации стратегии устойчивого развития. Для Беларуси как малой открытой экономики так же опасно отсекать предприятия от кредитов из-за рубежа и в валюте, как регулировать цены или принуждать экономику к импортозамещению. Для обывателя понятно, что покупать факторы производства по 10 долларов за единицу выгоднее для самого предприятия и страны, чем по 15–20 долларов. Нацбанк, жестко ограничивая кредитование в твердой валюте, тем самым снижает конкурентоспособность белорусских производителей. Это как если бы на Олимпиаде тренер заставил спринтера или прыгуна ради их же блага подвесить пару гирь на ноги.

Около трети предприятий страны не имеют собственных оборотных средств. В таких условиях крайне важно иметь развитый финансовый рынок, чтобы можно было получать краткосрочные и долгосрочные кредиты, размещать облигации, торговать акциями и совершать иные операции по привлечению ресурсов. Такого рынка у нас нет. А есть банковская система, которая напоминает сразу два объекта – пирамиду и казино. Пирамиду –  потому что Нацбанк и доминирующие госбанки сохраняют относительную устойчивость только за счет притока новых вкладчиков и вкладов, а также за счет постоянной государственной поддержки. Казино – потому что в этом лохотроне всегда выигрывает хозяин (государство) и посвященные инсайдеры. Это те люди, которые имеют надежные связи в структурах управления банков и страны. Они выигрывают как на понижении, так и на повышении, на гиперинфляции и девальвации. Они манипулируют рублевой денежной массой так, чтобы им легче было списывать свои долги, рассчитываться за свои инвестиционные и производственные ошибки.

Решения Нацбанка по ограничению кредитования юрлиц в иностранной валюте, как и предыдущие решения по запрету кредитования физических лиц в валюте, – это не что иное, как государственная поддержка собственной монополии. А монополия, как известно, она и в Африке монополия. Это значит высокие цены, низкое качество и высокие риски. Монополии делают вид, что заботятся о гражданах и производителях. На самом деле, их мотивируют шкурные номенклатурные интересы.

Например, Беларусбанк приостановил выдачу кредитов на покупку жилья. Конечно же, во благо самих граждан, которые, мол, не умеют управлять кредитными рисками. Распорядители чужого (политики и чиновники) высокомерно считают себя умнее, дальновиднее и расчетливее. Поэтому они так часто прибегают к разного рода ограничениям и запретам. Они держат людей за простачков, которые калькулятором пользоваться не умеют. При этом чиновники сознательно идут на то, чтобы лишить людей права выбора или сделать этот выбор более дорогим и рискованным.

Нацбанк/Совмин сеют грозу

На первый взгляд, ситуация в банковском секторе и в финансах выглядит вполне прилично и устойчиво. Кризиса доверия к банковской системе нет. Белорусы явно вошли в азарт депозитной игромании, не обращая внимания на другие части уравнения: условия кредитования, конкурентоспособность заемщиков, эффективность их работы и финансовую устойчивость.

За январь–октябрь 2012 г. банки увеличили кредитование экономики на 30,7%, до 205,74 трлн рублей, при плане на весь 2012 г. в 17–23%. Из этой суммы требования к юрлицам составили 167,2 трлн рублей (81,3%), что на 34% больше по сравнению с началом года. Кредиты физлицам составили 38,3 трлн рублей. Прирост за 10 месяцев составил 18%.

На 01.11.2012 Нацбанк был должен белорусским банкам 3,2 млрд долларов (на начало года было 3,87 млрд долларов). Долги же банков перед нерезидентами составили 5,37 млрд долларов. За январь–октябрь 2012 г. активы белорусских банков составили 309,16 трлн рублей, что на 19,2% больше по сравнению с началом года.

Основными источниками ресурсов в октябре стали ресурсы физических лиц за счет роста валютных депозитов, а также деньги юрлиц в белорусских рублях. Отметим, что в октябре физические лица сократили рублевые депозиты на 6,5%, до 20,1 трлн рублей, но за январь–октябрь их объем увеличился на солидные 45%. При этом валютные депозиты выросли до 5,6 млрд долларов. С начала года мы фиксируем их рост на 43,6%. Более 60% денег, которые остаются в распоряжении, белорусы тратят на покупку валюты.

Люди держат столько денег в банках не из-за патриотических соображений или их поддержки плана четвертой пятилетки. Просто проценты, то есть доходы, очень высокие. Почему бы не поспекулировать? Их азарта явно не разделяют юридические лица. Сегодня они пытаются выжить между Сциллой (неподъемно дорогие рублевые кредиты) и Харибдой (запреты на кредитование в валюте). В условиях очень высоких имущественных рисков привлечение иностранных инвестиций также крайне затруднено. Вот проблемы и начали расти, как снежный ком.

Продавать произведенные и учтенные в ВВП товары стало гораздо сложнее. По состоянию на 01.11.2012 складские запасы составили 22,21 трлн рублей, что на 9,69 трлн рублей больше, чем было на начало этого года. В целом на складах «заморожено» около 2,6 млрд долларов, или более 4,5% ВВП. Напомним, что за январь–октябрь 2012 г. ВВП вырос всего на 2,2%, а в III квартале по сравнению со II кварталом ВВП снизился на 7,4%.

Ухудшается состояние расчетов и платежная дисциплина. На 01.10.2012 кредиторская задолженность превысила 17 трлн рублей, на 21,4% больше по сравнению с началом года и на 69,7% больше по сравнению с 01.10.2011. Долги по кредитам и займам составили 198,2 трлн рублей, что на 25,5% больше по сравнению с началом года. Еще более тревожны тенденции по дебиторской задолженности. По итогам трех кварталов она составила 146,56 трлн рублей, что на 36,9% больше по сравнению с началом 2012 г. и на 80,6% больше по сравнению с 01.10.2011. Из этой суммы внешняя кредиторская задолженность (отгрузили товары, но оплату не получили) составила 42,58 трлн рублей. Рост с начала года составил 32,7%, несмотря на строгие приказы главы государства и увещевания премьер-министра. Речь идет о сумме более 5 млрд долларов. Она тоже выведена из оборота. Тот факт, что глава страны обсуждает с министром экономики проблему экспортного лизинга и возможность не возвращать в страну белорусские товары от российских фирм – банкротов, говорит о реально растущем напряжении внутри системы.

Соблазн прибегнуть к инфляции и девальвации

По данным Белстата на 01.10.2012 31,8% коммерческих организаций неплатежеспособны. 20,8% не имеют собственного оборотного капитала и еще 15,6% имеют его ниже норматива. Получается, что около трети всех коммерческих организаций стоят на грани или уже за гранью банкротства. С таким балластом выйти на запланированные темпы роста ВВП можно разве что только на бумаге, при помощи нехитрых методологических и статистических манипуляций. Дошло до того, что А.Лукашенко назвал ситуацию то ли в правительстве, то ли в самой экономике «разбродом и шатанием».

Сначала премьер-министр М.Мясникович и министр экономики Н.Снопков заявили, что выполнение прогноза по росту ВВП на 2012 г. (5,5%) нереалистично, но после очередного нагоняя от главы государства поменяли свою точку зрения. Теперь остается гадать, за счет каких ресурсов будет этот валовой «банкет». Неужели снова Нацбанк согнут в бараний рог и заставят выдавать льготные кредиты для поддержки внутреннего спроса? Неужели правительство предпримет попытку получить очередную порцию внешних кредитов, чтобы их успешно «проесть»?

Скорее всего, распорядители чужого прибегнут к своим излюбленным способам перераспределения ресурсов – к инфляции и девальвации. И это плохие новости для вкладчиков, особенно рублевых. С другой стороны, за высокие риски нужно платить. Кто не успел «спрыгнуть» на пике депозитного бума, тот может распрощаться не только с заработанными процентами, но также со значимой частью основной суммы вклада. Так будет, если белорусские власти решат-таки выжать из экономики заветные 5,5% роста ВВП в 2012 г., тем более 8,5% роста в следующем. Если Нацбанк и Совмин переусердствуют на денежном и бюджетном фронте, тогда разброд и шатание могут начаться уже в народе, а это гораздо опаснее, чем возмущающийся в своих офисах и курилках разобщенный белорусский бизнес.

Ярослав РОМАНЧУК

 

admin_oboz: