Исторически у белорусов сформировалась сложная система взглядов, представлений, регламентаций и запретов о воде.
Человек понимал, что он не может прожить без воды ни одного дня, потому отношение к ней определялось особенным уважением, учтивостью, переходящей в святость. Перед тем как использовать воду, надо было выполнить ряд соответствующих ситуации ритуальных действий: поздороваться с нею, принести ей дары (монеты, соль, хлеб, рушники и т.д.).
Одновременно существовал ряд запретов по отношению к воде. Около источника, неважно родник это, озеро или колодец, запрещалось кричать, ссориться и сквернословить, плевать в воду, бить ее палкой, отливать ее обратно, например, из ведра в родник или колодец, и т.д. В каждом белорусском доме всегда стояло ведро с чистой питьевой водой. Это ведро надо было обязательно закрывать, так же относились и к колодцу. Категорически запрещалось пить воду, которая находилась в бане, даже самую чистую, родниковую, потому что баня всегда воспринималась «нечистым» местом. Считалось, например, что длинные, так называемые «гнилые», дожди идут потому, что где-то «испортили воду»: утонул человек, и, пока его тело не найдут и не предадут земле, дождь не остановится.
Родник мог начать свое водное движение из-под корней дерева (например, источник вблизи церкви в Жировичах. По преданию, вода появилась из-под груши, на которой чудесным образом появилась икона Богородицы).
Нередко родник возникает вследствие некоторых трагических событий: на местах падения колокола, разрушенной церкви, смерти героя. В Беларуси существует немало легенд об этом, в частности – рассказ о возникновении озера Свитязь. Поселение белых русичей было захвачено врагами, но жители единогласно решили принять смерть, нежели сдаться на милость завоевателей. И тогда они закрылись в церкви и молили Бога принять их безгрешные души. Церковь ушла под землю, а на ее месте стал бить родник, который своей водой поглотил и захватчиков. От пролитых слез родник превратился в бездонное озеро.
Образовавшийся родник нередко получал свое собственное имя или название (например, по имени явленной иконы, названию географического места, события или действия, имени или кличке того, кто его нашел). Так, близ деревни Нырки Чериковского района Могилевской области есть криница. Ежегодно 12 июля, в день празднования святых Петра и Павла, местными жителями и жителями окрестных деревень выполняется водосвятие и омовение в родниковой воде. И сама криница, и обряд получили название «Брязгун», потому что, по рассказам местных жителей, в тот момент, когда вода пробивала себе «дорогу», камни разлетались и «брязгали».
Но чаще всего к родникам приходили, чтобы выполнить обряды оздоровительного характера: предохранить себя от болезней или получить исцеление от тяжелых недугов. Ключевой водой обмывались, обливали друг друга, купали детей, брали воду с собой, чтобы прикладывать к больным местам, выполнять обрядовые и магические действия дома. Во многих славянских заговорах говорится о «живой» воде, взятой из студенца или родника, которая быстрым потоком унесет, «смоет» болезни, грехи, наговоры, сглазы, тоску-кручину и т.д.
Обычай требовал идти к источнику и возвращаться обратно молча, ни с кем не разговаривать и не здороваться со встречными. Это можно объяснить тем, что люди, занимающиеся целительством, чтобы помочь в лечении, просили больного принести родниковой воды во рту. В ряде случаев считали: чтобы усилить воздействие во время магических действий с родниковой водой, подойти к самому источнику нужно было максимально обнаженным, распоясанным, простоволосым и босиком.
Расписание
Спас на воде
В Беларуси к целебным источникам ходили в празднование дня святого Георгия (6 мая), в последние дни Страстной недели, на Пасху, Вознесение, Троицу, в Духов день, на Русальной неделе, Девятуху и Десятуху, в Иванов день; в зимнее время – на Рождество, Новый год и Крещение. Но особенно часто упоминаются два дня – Троица и следующий за ней Духов день и 14 августа – Первый Спас или Спас на воде.