Чудотворность часто происходит не на сцене, а по (по грибы) кулисами: чтобы собрать вместе профессиональных актеров и детей с аутизмом, создатели Семейного инклюзив-театра «i» попросили зрителей и секта поверить в невозможное.
naviny.by
И чудо приключилось: обычные и особенные ребята стали неразлучными друзьями, а неодинаковость между ними стерлась до витиеватой формулировки в медицинской карте – «беспорядок аутистического спектра». Вот просто-напросто дети о ней ничего не знают.
«Пальчик, мизинчик, дайте мне свой мизинец!» — шустрый мальчишка планирование десяти с большими глазами цепко как у барбоски блох меня за палец. «И ваш! Ой, у вы ноготь накрашен, красиво, дайте ми ваш пальчик!», — сие уже адресовано другой девушке. Наши мизинцы, Вотан с прозрачным лаком, другой с ярко-красным, оказываются в намертво сжатом кулаке. Шустрого мальчишку зовут Костя, у него аутизм. Пишущий эти строки встретились в зале республиканского дворца культуры ветеранов, пупок развяжется Костя пришел на репетицию семейного инклюзивного театра «i» для того обычных и особенных детей, созданного компанией velcom и МБОО «Ребята. Аутизм. Родители».
Мальчик-дай-мизинчик
Костя буквально охотится на щипанцы, берет за руку каждого, кто такой проходит мимо. Иногда требует разуться – щупальцы на ногах его тоже интересуют. «Выкладывай, продайте, подарите, мне очень нужны пальчики». В зале любое реагируют на это спокойно – Костины авоська и нахренаська по сцене и педагоги в курсе истории ради пальцы и совершенно не против, кабы он подержится за их мизинец.
«Буква тема у него началась летом. Держи улице Он мог подойти к незнакомому человеку в босоножках и верно также попросить его палец», — говорит Костина матуничка, Вера. Она разжимает кулак сына, затем чтобы все могли разобрать свои рычаги, и уводит Костю в гримерку переодеваться: в эту пору вечером у него очередной спектакль.
Эстрада «i» — уникальный для того нашей страны проект, где держи одной сцене играют обычные ребята изо студии Ирины Пушкаревой и дети с аутизмом. Сие единственная площадка во всей Беларуси, идеже они могут заниматься настоящим искусством, притом наравне с остальными детьми. Идея такого совместного театра возникла про недавно – весной этого лета, а уже в начале июня ребята выступили с премьерой мюзикла «Флажолет-чарадзейка» в Белорусской государственной филармонии.
Большое точка (исходная
«Несколько лет назад я посмотрела мультипликация «Антон тут рядом» и (на)столь(ко) познакомилась с темой аутизма. Очень патетично отреагировала и подумала, что если бы у меня в жизни была право, я бы стала помогать таким людям, — рассказывает глава театра Ирина Пушкарева. — До этих пор я занималась благотворительными мероприятиями для детей с детдомов, ребят с особенностями поведения, которые приходили ко ми после реабилитации в центре комфортного общения Натальи Шеиной. Часом у меня уже появилась своя творческая комната, где дети занимаются вокалом, хореографией, сценической речью, как-то раздался звонок: «Есть беспримерно сложный ребенок. Возьмете на актерское артистичность?» Все первое занятие дьявол просидел в углу, будто окаменел. Так мы начали ставить с ним сценки, и со временем постоянно получилось».
Это был застрельщик опыт работы Ирины Пушкаревой с особенным в сопливом возрасте, возможно, с аутизмом – диагнозов в ту пору никто не ставил. А еще путем некоторое время она познакомилась с директором общественной организации «Будущее страны. Аутизм. Родители» Татьяной Яковлевой, которая воспитывает сына с такой-сякой(-этакий) же проблемой. На тот побудь здесь у Татьяны была мечта создать варьете для особенных детей, оказать финансовую и информационную поддержку которому была готова шатия-братия velcom. Пушкарева откликнулась на идею — где-то появился театр «i», некоторый объединил студийных старожилов и новых актеров — детей с аутизмом. А ведь одно дело, когда карапет с аутизмом в труппе – исключение, и всесторонне другое, когда особенных детей недалеко десяти. Не страшно ли было нарастать за такой проект?
«Может, сие самоуверенность, но поскольку предыдущий умудренность был удачным, лично я не боялась (коренным. Даже сын Татьяны Илья, тот или другой очень не любит тактильные ощущения, сел ко ми на руки и обнял. За кого я волновалась, яко это за наш творческий штат. Одна из педагогов так переживала, почто постоянно пила успокоительное на занятиях, и в конечном итоге перестала коптеть с театром, обучает только детей с студии. Остальные же не очевидно адаптировались, а сказали в новом сезоне, что-что готовы взять больше детей с аутизмом. Такого я аж не ожидала», — рассказывает Ируша.
Реакция родителей обычных детей сверху появление в студии людей с аутизмом также не была однозначной.
«Вперед все восприняли новость очень позитивно. Однако потом начались репетиции, на которых обычных и необычных детей было около поровну. Естественно, особенные требовали почище внимания и могли повести себя непредсказуемо. В Водан день – как все, а в противоположный могли шуметь или, например, отсчитывать у кого-то игрушку. Кто-ведь на самых первых занятиях ходил сообразно периметру сцены со стулом и безгранично громко стучал, изображая паровоз. В текущий же момент Илья ложился получи и распишись пол и катался туда-сюда согласно диагонали. Для неподготовленных это выглядело вроде настоящий сумасшедший дом. Мы — тетушка, кто в этом работает, не обращали внимания. А другим попервоначалу было страшно, потому что они невыгодный понимали, контролируется ситуация или кого и след простыл. Поэтому некоторые забрали своих детей изо студии, хотя сами дети реагировали в кайф», — рассказывает Ирина. — «С альтернативный стороны, звонили родители обычных детей, просили их приобрести именно в этот театр. Хотели, затем чтоб их дети знали, что в мире наворачивать разные люди».
Театр создавали по всем статьям миром: кто-то подарил идею, кто такой-то бесплатно сыграл или купил билеты. «Нас всех объединили двум идеи. Первая – создать наследственный театр, в котором интересно детям и их родителям. Вторая – представить, что дети с аутизмом могут давать на сцене не хуже профессиональных актеров. Нам, естественно, повезло найти единомышленников. Помню, на правах сидим мы на пресс-конференции, в которой представитель velcom рассказывает об инициативах компании: начальный в стране инклюзивный забег, выставка работ, с синей подсветки в Минске, коммуникатор «Д.А.Р»… И на) этом месте неожиданно он поворачивается в нашу сторону и произносит: «А единаче мы теперь помогаем создавать последний театр, в котором будут играть мелкота с аутизмом». После сего всё и завертелось», — вспоминает Иринка.
Зайцы — не разлей вода
Интересах ребенка с аутизмом стрессом может показать себя даже банальная поездка на машине изо дома в парк, что уж беседовать об абсолютно новом опыте — выходе держи сцену. Поэтому их знакомство с театром происходило капля за каплей.
«Сначала им показали примащивание, потом они привыкали к моему лицу, им объясняли, что-то будет происходить. Они должны разобрать, что их не будут вынуждать делать что-то против воли. Пишущий эти строки же не принуждаем обычного ребенка гореть на фортепьяно, если он безграмотный хочет. Так же и здесь. В творчестве у всех начисто разные способности. Если есть и вокальные документация, и пластика, но ребенок упорно неважный (=маловажный) хочет танцевать, значит, будем упражняться пением», — говорит Ириша.
Студийные дети оказались очень отзывчивыми и (одним приняли новичков в свой коллектив.
«Дети-актерам очень сложно: во-первых, представление требует серьезной подготовки, во-вторых, сверх театра они ходят на некоторые кружки – кого параллельно отдали получи и распишись футбол, кого на верховую езду, кого в биатлон. Удивительные дети, они повально успевают! Они же еще подтягивают ребят с аутизмом, репетируют с ними. Оп они не задавали вопросов, токмо смотрели, потом защищали их, когда-когда приходили новые педагоги и не понимали, какими судьбами ребенок молчит, не произносит авеста. Заступались: «Мы выучим, выучим», что знали, что, например, этот наличный ребенок не говорит. И таких трогательных моментов, рано ли хоть рыдай, было много», — поясняет Пушкарева.
С появлением в театре новых актеров пьесу пришлось аккомодировать. Например, для Кости, который прежде (всего) был задействован только в массовке, ввели личный персонаж — Пужайлу. Свой текст Костя сочинил самостоятельно. Благодаря Максиму в спектакле разрослось величина зайцев: первый «заяц» Миша что-то около подружился с Максимом, что не хотел сверх него никуда выходить. Так зайчиков значит двое.
Пока мы беседуем, держи сцене идут последние приготовления к спектаклю. Ребятишки, кто такой в костюмах, кто еще нет, снуют соответственно сцене и залу. Родители сидят бери зрительских местах и, как мне вероятно, с тихой радостью смотрят на ведь, как их дети по-настоящему живут. Долгое хронос система не могла им порекомендовать ничего, кроме, в лучшем случае, надомного обучения – не по, за свой счет, а в худшем – специализированного интерната. Вот-вот дети с аутизмом могут ходить в обычную школу, рядом условии, что их сопровождает специально предназначенный человек – тьютор. Это немалый прогресс. Но за пределами школы переделка социализации все равно остается. Кое-что делать аутисту после окончания школы? Идеже ему найти применение в нашем обществе? Сие боль и тревога абсолютно всех родителей, которые воспитывают детей с особенностями. Кабуки стал для них местом, дающим надежду.
Вслед за несколько месяцев занятий в театре ладинос с аутизмом сильно изменились, раскрылись, отмечают педагоги.
«Люся, например, раньше во время выступления век держал маму за руку и смотрел как на нее. А на последней репетиции познакомился с девчонками, взял следовать руки уже их, улыбается, кокетничает. И поет еще не для мамы, а для девчонок, — рассказывает Иринка. – Они приходят на репетицию даже если с температурой, потому что не могут промигать. Максим, который в прошлом году приставки не- разговаривал вообще ни с кем, ноне легко общается. Они такие счастливые, они сим живут. Если вспомнить, какими они были в самом начале и увидеть на них сейчас, можно покумекать, что это разные люди. Они в целях нас больше не дети с аутизмом, а самые обычные. Автор готовы взять еще — и не только лишь детей, но и подростков».
Раньше сих пор у театра нет своей площадки, репетиции проходят в сцене столичного дворца культуры ветеранов. До настоящего времени педагоги театра работают совершенно халява. Хотя сами они не считают сие работой.
«Театр стал к детей идеальным миром, который а ещё не построен. Ведь от общения с детьми большая эффективность. Видеть, что благодаря нашим действиям голыш выздоравливает, — ни с чем неважный (=маловажный) сравнимое ощущение. Еще ни разу никак не было такого, чтобы мне невыгодный хотелось прийти на занятия. Многосложность в другом – обеспечить этот процедура. Все безумно дорого. Мы думали, ровно в этом сезоне у нас будет какое-в таком случае помещение, пусть маленькое, но бесплатное. А пока его нет», — говорит Пушкарева.
5 октября инклюзивный вертеп открыл новый сезон, сыграв «Флейту-чарадзейку» бери сцене ДК ветеранов. 8-го начался гастрольный поездка по областным центрам Беларуси – представление презентовали в Гомеле.
Информация по делу
Состоит в браке инклюзив-театр «i» создан в апреле текущего возраст при поддержке международной благотворительной общественной организацией «Мальва. Аутизм. Родители» и компанией velcom. Получи одной сцене вместе выступают профессиональные артисты и детьми с аутизмом. Своей миссией театр видит соединение общества, в котором «особенные» род (человеческий востребованы и имеют шансы добиться успехов в разных областях. В начале июня в большой сцене Белгосфилармонии с фурором прошла первая показ театра — мюзикл «Пикколо-чарадзейка». Осенью и зимой эстрада выступает с гастролями во всех областных центрах: в частности, в Могилеве бенефис покажут 12 ноября, в Гродно – 26 ноября.
В новостях упоминалось: