Юбилеи любимых актеров замечательны тем, что дарят зрителю надежду на интересную встречу и с ними, и с хорошей драматургией.
Этот спектакль убедил: будущее в театре у меня есть
– Как и у кого родилась идея соединить в одном спектакле драматургию Тенесси Уильямса и Жана Кокто и сразу ли вы согласились с таким решением?
– Все началось с того, что я подошла к нашему главному режиссеру Сергею Ковальчику и поинтересовалась у него своим будущим в театре. На что Сергей Михайлович ответил, что оно «удивительное». В связи с моим 25-м сезоном в театре мне пошли навстречу и в качестве режиссера, который будет ставить на меня спектакль, пригласили Александра Карпова. Он-то и решил соединить воедино две пьесы – «Сладкоголосая птица юности» Тенесси Уильямса и «Человеческий голос» Жана Кокто. Когда я прочла сценарий спектакля, была просто ошеломлена и талантливостью режиссерского решения, и сложностью такой работы, грандиозностью той задачи, которая передо мной стояла.
– Насколько вам близка ваша героиня и переживаемый ею кризис?
– Мне очень понятна тема кризиса. Жизнь, на мой взгляд, это череда кризисов и ровных, радостных периодов. Я переживала кризисы и в 20 , и в 30, и в 40 лет. Все они были разными. Кризис, связанный с необходимостью выбора профессии. Кризис из-за потери первой любви. Кризис, когда понимаешь, что женское время уходит, а, не глядя на карьеру и успех в театре, хочется реализоваться как матери. Кризис из-за волнения, как совмещать материнство и творчество. Кризис из-за того, что переходишь в другую возрастную категорию – и количество ролей, на которые можешь рассчитывать, резко сокращается. Темы уходящего времени, несбывшихся надежд, потери любви, как мне кажется, близки любому нормальному думающему человеку…. Разумеется, было очень интересно прожить историю моей героини – Принцессы Космонополис, пройти ее путь от состояния полной «разобранности», потерянности, тотального одиночества до обретения сил, веры, надежды, преодоления своего одиночества и возвращения к творчеству, к любимому кино.
– Ваша героиня ищет спасения от отчаяния в алкоголе, наркотиках, любовниках, но только в творчестве находит утешение. А в чем для вас спасение в ситуации отчаяния, бессилия, депрессии?
– В самой жизни. Были периоды, когда казалось, что жизнь закончена. И я складывала «лапки» и шла ко дну. Но чем быстрее опустишься на дно, тем быстрее оттолкнешься и поднимешься на поверхность. Главное, чтобы были силы оттолкнуться и всплыть. С возрастом я начала себя щадить, беречь силы. А еще ко мне пришло ощущение, что даже если нет ничего – театра, любимого человека, друзей, но есть я, то остается шанс все начать сначала. Поэтому главное в ситуации отчаяния – просто остаться жить.
Неразделенная любовь с кинематографом
– Как складываются отношения с кинематографом?
– У меня неразделенная любовь к кино. Я очень люблю камеру. Я всегда рада встрече с ней. Даже маленькие роли доставляют мне удовольствие. Даже если рабочий день продолжается 12–14 часов, я получаю заряд энергии и бодрости. Но если говорить объективно, отношения с кино надо было завязывать раньше. В свое время я однозначно отдала предпочтение театру и даже не позволяла себе отпрашиваться, если поступали какие-то предложения от кинорежиссеров. Теперь о большом кино я даже не мечтаю. После премьеры «Сладкоголосой птицы с человеческим голосом» у меня были съемки нескольких рекламных роликов, объединенных одной темой. Реклама – это, помимо денег, шанс попробовать себя в другом образе, которого может не представиться ни в кино, ни в театре. И поскольку команда в этот раз была интересная, то и опыт работы оказался очень полезным и приятным.
– Почему белорусские знаменитости всячески стараются скрыть свои ошибки, падения, просчеты и предстать перед публикой безгрешными, «белыми и пушистыми», в отличие от российских звезд, которые не стесняются откровенничать относительно своей личной жизни, своего алкогольного, наркотического прошлого?
– Российским звездам нравится подобный пиар – пусть они им и пользуются. У нас более целомудренные и зрители, и актеры.
– Но без пиара в современных условиях публичному человеку не обойтись.
– Я понимаю, что это требование времени. Иногда даже сама к нему прибегаю. Хотя мне это не по душе.
Наедине с собой мне не бывает скучно
– В одном из интервью несколько лет назад вы признались, что ваши попытки обрести личное счастье пока не увенчались успехом и вы находитесь в состоянии прощания с любовью. А сейчас вы в состоянии ожидания новой любви или все еще живете памятью о прошлом?
– Сейчас я нахожусь в состоянии полной самодостаточности. И не в последнюю очередь обязана этим спектаклю, который завершил прощание с Любовью. Теперь, когда у меня есть такой замечательный материал, появилось ощущение, что будущее у меня есть, и хочется сделать еще что-то стоящее. Вообще, с годами я научилась проводить время в одиночестве, и мне наедине с собой не бывает скучно.
– Расставаясь с конкретными мужчинами, разочаровываясь в конкретных отношениях, сохраняете ли вы веру в любовь как таковую?
– Во-первых, я не разочарована, а совершенно очарована мужчинами. Особенно творческими, которые очень интересно мыслят, которые всегда полны каких-то идей, планов. Во-вторых, я, конечно, верю в то, что настоящая любовь существует. И как бы трагична она ни была (а любовь связана с потерями так же, как жизнь связана со смертью), она все равно обогащает нашу жизнь. Яркое и страстное чувство остается в памяти навсегда.
– А как вам удается роль мамы в реальной жизни? Придерживаетесь ли вы в вопросах воспитания какой-то системы?
– Нет никакой системы, абсолютно творческий подход. Моей дочери Ольге 14 лет, и она очень интересный человек: увлекается анимацией, компьютерной графикой, мечтает стать режиссером-аниматором. Кроме этого ей нравится делать костюмированные фотографии. Общаясь с дочерью, я узнаю много нового.
– Когда вы много и напряженно работаете, есть ли у вас способ быстро снять усталость?
– Если хорошо проходит спектакль, то, не глядя на то что тратишься физически и эмоционально, ты получаешь такое удовлетворение, что оно восполняет все потери, заряжает, подпитывает. Еще меня очень быстро приводят в форму вода и водные процедуры. В этом году я 10 дней провела на Браславских озерах, и, хотя уже был не сезон, все равно купалась и очень быстро почувствовала себя отдохнувшей и полной сил.
фото предоставлено собеседником