X

Нефтяной кнут и пряник ближайших партнеров

То, что в Беларуси собственной нефти крайне мало и добыча ее в промышленных масштабах ограниченна, знает большинство наших соотечественников. А вот то, что на долю продуктов нефтепереработки приходится более 30 процентов в общем объеме экспортируемых из нашей страны товаров, факт малоизвестный. Выходит, мы по праву можем считаться крупной нефтяной державой.

Отечественными предприятиями перерабатывается и продается за рубеж в основном российская нефть. Поэтому известие об ограничении российской стороной поставок нефти в Беларусь в 2013 году вызвало шок в нашем правительстве. По ожиданиям руководства страны, в 2013 году планировалось получить от восточной соседки 23 млн тонн нефти. Это был расчет на увеличение импорта, так как в текущем году закуплено всего 21,5 млн тонн. На увеличении поставок базировались и основные прогнозные показатели социально-экономического развития страны на будущий год, а также прогнозируемый рост ВВП в 8,5 процента. Исходя из данных показателей был принят и бюджет 2013 года, который утвержден обеими палатами парламента, но пока не подписан президентом. Но все горячие ожидания скорого экономического взлета охлаждает холодный нефтяной душ: российская сторона в следующем году сможет поставить в Беларусь только 18,5 млн тонн черного золота.

В чем же причина такой подставы со стороны ближайших соседей и партнеров по Таможенному союзу? Официальной причиной снижения поставок жидкого сырья Москва называет необходимость увеличения загрузки Балтийской трубопроводной системы – 2 (БТС-2), а также ссылается на ограниченные технические возможности «Транснефти» (хотя последнее, с точки зрения отечественных специалистов, не соответствует действительности). Скорее всего, нежелание российской стороны удовлетворить запросы белорусов связано с экономическими причинами, а именно – с конкурентной борьбой в области торговли продуктами нефтяной переработки. По двусторонним договорам, если произведенные из российского сырья нефтепродукты продаются за пределы Таможенного союза, то все экспортные пошлины за этот товар наша страна отчисляет в российский бюджет. Не желая расставаться с кровно заработанной валютой, предприимчивые белорусы стали активно продавать за рубеж растворители, разбавители и смазочные масла, экспортной пошлиной за реализацию которых делиться не надо было. По требованию российской стороны активный экспорт сублимированных нефтепродуктов (растворителей и разбавителей) был свернут, но, как говорится, осадок остался. Российское правительство посчитало данный бизнес реэкспортом своего сырья и оценило свои потери от него в полтора миллиарда долларов.

Переговоры между Минском и Москвой о нефтяных поставках следующего года еще не закончены. Если мы все таки недополучим запланированные 23 млн тонн нефти, расчетный рост ВВП окажется под угрозой. Недополучит наша страна и так необходимой для стабилизации экономики валюты. Как следствие, вероятность очередного валютного кризиса (не такого резкого, как прошлогодний, – правительство и Нацбанк уже набрались кризисного опыта) становится реальностью. Выравнивание внешнеторгового сальдо Беларуси, которое в немалой степени зависит от поставок нефти, крайне важно для страны именно в следующем году. Ведь уже в 2013 году выплаты по внешнему долгу государства составят более 3 миллиардов долларов, а через год дорастут до 3,2 миллиарда. Остается надеяться, что за оставшиеся до Нового Года дни нефтяной вопрос будет решен по оптимальному для нас варианту.

Антон ГРИБОВ
admin_oboz:
Похожие статьи