X

Директор гимназии: «И мы, и дети мучились…»

Весной нынешнего года министр образования Сергей Маскевич на одной из пресс-конференций заявил, что отныне его ведомство не будет ввергать общество в очередные реформирования системы образования. А если и будут необходимые нововведения, то проводить их Минобразования намерен выверенно, после обсуждения с профессионалами-преподавателями и даже с обществом в целом.

Вероятно, за прошедшие полгода чиновники от образования заскучали от спокойной рутинной работы и в который уж раз (не счесть!) за годы новейшей истории Беларуси проявили инициативу нововведений не только для вузов, но и для школ. Недавно их очередные предложения «улучшить-усовершенствовать» образование были озвучены в СМИ, что вызвало шквал эмоций и волну негатива не только у учителей, но и у школьников и их родителей.

Причем если новые правила приема в вузы еще можно рассматривать в той или иной степени как назревшие и нужные, то что касается реформы школьного обучения – тут все не так однозначно.

Итак, чего ждать в системе образования в 2013 году?

Вот некоторые основные новые правила поступления в вузы.

Будет отменен раздельный конкурс для абитуриентов-горожан и сельчан.

Также будет отменено зачисление вне конкурса детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот.

Прием заочников на бюджетную форму обучения будет ограничен.

Зато увеличится набор студентов на специальности, необходимые в сельском хозяйстве, – на условиях целевого обучения. Впрочем, Минобр планирует разрешить целевое обучение студентов по всем специальностям, которым обучают в вузах.

Вероятно, учитывая прошлогодний конфуз с минимальным тестовым баллом, позволяющим подавать документы в вузы (7 баллов), его поднимут до 10.

В этом ряду не совсем понятно, зачем в вузах, готовящих профессионалов творческих специальностей – например, артистов и музыкантов, будет введена общая для всех иных вузов страны методика подсчета баллов. Если талантливый абитуриент не знает фамилий президентов всех стран мира – его не примут?..

Что касается нововведений в системе школьного образования, то наибольший шум вызвала инициатива полноценного учебного дня по субботам для учащихся 10–11-х классов. Правда, дети учились по субботам и в 2008 году, но Минобр на волне «необходимости» введения 12-летнего школьного обучения освободил школьникам субботу для полноценного отдыха. Хотя по субботам дети все же обязаны были посещать так называемые факультативные занятия по профильным для школьника предметам. Но, как говорится, у нас все новое – это еще не забытое старое. И вот уже министр Маскевич констатирует: «Изучение предметов на факультативных занятиях показывает, что это не вариант профильного обучения».

Но школьные учителя убеждены, что если в лицеях и гимназиях дети и так занимаются на профильных факультативах как на уроках, то в обычных школах шестидневка не принесет результата хотя бы потому, что там даже многие 11-классники не знают, будут ли они после школы куда-то поступать или пойдут работать. К тому же возврат к шестидневной школьной неделе повлечет за собой необходимость срочного пересмотра учебных программ, хотя и по существующим дети перегружены зачастую ненужной им информацией.

По просьбе «Обозревателя» очередные реформации от Министерства образования комментирует экс-председатель Ассоциации директоров школ РБ, директор Барановичской гимназии №3 Владимир РАЗУМОВИЧ:

– Вообще-то все это началось еще 2 года назад, когда отменили профильное обучение и ввели факультативы. И даже ранее, когда испугались 12-летнего обучения в школе и опять перешли на 11-летнее, хотя учебные планы оказались существенно перегружены. Впрочем, не знаю, как это виделось чиновникам: 8 уроков они считали сложностью для учащихся, а 6 уроков плюс два факультатива – нормой? Как могли поверить учителя-профессионалы, работники управления образования, директора школ, гимназий и лицеев, равно как и те, кто внедрял «реформу», что качество послеурочных занятий сравнимо с классическим уроком? Но два года мы, учителя, пытались исправить творения «стратегов от образования» и учить детей в предложенном нам формате с наименьшими потерями знаний и здоровья учащихся. Скажу прямо: и мы, и дети мучились. Но затем появляется новейший «формат»: вводится профильное обучение и отменяются факультативы. И это еще не все! Оказывается, нужно вводить в 10–11-х классах уроки по субботам. Зачем?! Ведь профильное обучение предполагает вместе с выбором профильных предметов уменьшение количества остальных, т.н. непрофильных. Этим мы подняли бы качество обучения, не увеличивая нагрузку на детей. В выпускном профильном классе должно быть не 17 предметов, а 10. И тогда не надо объявлять субботу учебным днем, не надо увеличивать на 1 месяц учебный год, не надо лишать старшеклассников выходного дня и части нормальных каникул. «Школьным стратегам», озабоченным субботними занятиями школьников, я могу предложить сделать себе этот день полноценным рабочим днем. Трудитесь, господа, на здоровье!

Кстати, хотелось бы знать: кому так захотелось вырвать в субботу детей из семьи? Мы «успешно» и почти ежедневно делаем это с ребятами с 3 лет: не позволяем родителям самим растить их, а отправляем в детские ясли, сады, потом государство воспитывает их в школах, вузах… И еще удивляемся: почему нынешние дети не видят в отце и матери авторитетную личность? Почему институт семьи у нас становится непопулярен? Почему дети ищут героев для подражания в кровавых боевиках? Почему у нас в стране так остро стоит проблема демографического роста?.. В результате таких «забот» у нас дети растут чужими. Конечно, есть сложный вопрос занятости родителей, которые зарабатывают на жизнь своим детям, в том числе и на образование. Но мы же хотим растить детей родными, добрыми людьми, а не просто коллективными существами?

В результате всех бывших и нынешних «реформ» нас, учителей, образно говоря, обязывают на засеянное пшеницей поле посадить картофель – и снять оба урожая! А в результате – страна останется без учителей-профессионалов. А дети не будут отличать пшеницу от картофеля…

Светлана МАРТОВСКАЯ
admin_oboz: