Американские консультанты предлагают несколько нетривиальных способов.
фото: business-vector.info
Большинство людей опасаются критики со стороны начальника, но и чрезмерная любезность или уклончивость босса может обескураживать, пишут "Ведомости". Узнать, что начальник думает о вашей работе на самом деле, может оказаться весьма непросто. Некоторые руководители опасаются вызвать у подчиненных раздражение или ранить их чувства чрезмерной откровенностью, объясняет карьерный тренер из Беркли (штат Калифорния) Пегги Клаус. Другие боятся, что обиженный сотрудник устроит скандал в отделе персонала.
Тем не менее способы разговорить чересчур сдержанного босса существуют. Признайте собственные слабости в начале разговора, советует психолог Майкл Вудворд, это успокоит начальника и придаст ему уверенности в том, что вы не собираетесь впадать в бешенство или заливаться слезами. Сказав боссу «это дело далось мне с трудом, не поможете ли вы мне с ним разобраться?», вы дадите ему понять, что нормально воспримете критику в свой адрес, добавляет Вудворд.
Пусть форма вашего вопроса подразумевает, что вы знаете: вашу работу можно было выполнить лучше, советует Хасан Осман, один из топ-менеджеров Cisco Systems и автор книг по управлению командой. Вы признаете, что ваш проект еще не достиг совершенства, если спросите «а как поступили бы вы?» или «как, по вашему мнению, должен был поступить я, чтобы сделать это лучше?», советует Осман, а вопрос «как поступить, чтобы вас впечатлить по-настоящему?» продемонстрирует ваш искренний интерес к точке зрения начальника.
По возможности задавайте начальнику вопросы в контексте поставленных им целей или миссии компании, советует Питер Брегман, коуч из Нью-Йорка и автор книги «Правило четырех секунд» (Four Seconds): тогда начальник будет более расположен вам помочь. Во-первых, почти всем хочется чувствовать собственную значимость, когда речь идет о достижении согласованных целей. Во-вторых, такая постановка вопроса показывает, что дело касается не только вас двоих.
Даже если критика босса кажется вам необоснованной, сохраняйте спокойствие и ищите зерно истины в сказанном им, советует Вудворд. Если начальник пытается отделаться штампами вроде «вы не умеете работать в команде», требуйте уточнений, добавляет Клаус. Одной из ее клиенток начальник однажды сказал: «Зачем вам оценка вашей эффективности? Я сообщу вам, когда вы завалите всю работу». Тогда она предъявила боссу список навыков, которые хотела бы улучшить (например, умение ясно и лаконично выражать свои мысли во время презентаций), и попросила его поставить ей оценку по каждому пункту списка.
Поблагодарите начальника за комментарии, даже если вы считаете их скупыми или не относящимися к делу, советует Брегман.
Полезно попросить у начальника примеры выполненных проектов, на которые вы могли бы ориентироваться в работе. А руководитель посвященного карьере сайта TheMuse Кэтрин Миншу советует в самом начале работы под руководством нового босса договориться с ним, чтобы он регулярно оценивал вашу эффективность, и заранее установить, как вы будете с ним это обсуждать – по телефону, электронной почте, при личных встречах. Консультант в сфере медицинских технологий из Питсбурга Ларри Джойа вспоминает, что был впечатлен, когда с такой просьбой к нему обратилась одна из новых сотрудниц: это доказывало, что она нацелена на результат.
Эми Синклер, два года назад занявшей должность исполнительного директора некоммерческой организации TeamWomenMN, пришлось приспосабливаться к манере общения ее президента Пэм Бортон, немедленно и откровенно выражавшей недовольство работой подчиненных. Сначала Синклер сразу возражала начальнице, если была не согласна. Но под руководством коуча она постепенно научилась не принимать критику близко к сердцу и не реагировать на нее сразу, а брать паузу на день или два, чтобы подготовить более взвешенный ответ. В свою очередь, Бортон стала чаще хвалить Синклер за успешную работу. «Всем нужны разные отклики. Для меня было важно понять стиль работы Эми», – говорит она.
В новостях упоминалось: