X

Детей надо отрывать от компьютера

Сегодня только около 10 процентов учащихся оканчивает среднюю школу, имея в медицинской карточке запись «практически здоров». Уже поэтому, казалось бы, предмет «физическая культура и здоровье» должен быть в школе на привилегированном положении, обеспечивая какой-то минимум обязательной двигательной активности современным детям, ведущим малоподвижный образ жизни. Однако реальная ситуация с физкультурой в школах оценивается многими специалистами как весьма плачевная.

Своим взглядом на положение физкультуры в школах мы попросили поделиться заведующего кафедрой оздоровительной физической культуры БГУФК, кандидата педагогических наук Регину ЗИМНИЦКУЮ.

– Регина Эдуардовна, мы постоянно слышим о необходимости с детства приучать ребенка к физкультуре, растить гармоничную личность. Почему же в реальности имеем столь плачевную ситуацию со здоровьем детей?

– Состояние здоровья наших детей из года в год катастрофически ухудшается, потому что в их жизни появился компьютер. Сегодня главная задача взрослых – оторвать детей от компьютера и увеличить их двигательную активность. Есть примеры других стран. В Японии, являющейся одним из мировых лидеров в развитии технологий, установлена норма времени, которую ребенок не должен превышать, сидя за компьютером, и двигательная активность у детей там практически ежедневная.

Создание мотива для физической активности – это сложный процесс, в нем должны участвовать все: государство, школа и семья. Мне приходилось бывать во Франции, в Германии, и я поражалась, сколько людей там занимаются спортом. Необязательными формами физической культуры в развитых странах охвачено от 40 до 70 процентов населения, а в Беларуси – около 13-15 процентов. Рекламы физической активности на экранах ТВ нет в принципе. Родители, к сожалению, у нас редко думают о том, что заниматься спортом нужно не только из соображений поддержания собственного здоровья, но и чтобы быть примером для своих детей. Что касается учебной программы, то непременное условие для повышения двигательной активности школьников – это три-четыре обязательных урока физкультуры в неделю. Любое занятие физическими упражнениями имеет срочный тренировочный эффект. В сумме получается коммулятивное действие, которое держится в организме двое-трое суток. Убрав из школьного расписания третий урок физкультуры, мы напрочь обесценили эффект от суммирования занятий.

Мы писали в Министерство образования пояснения, что так делать нельзя. Там ссылаются на третий урок в шестой, субботний, день. Но он не является обязательным для всех, а потому большинство детей его откровенно игнорирует. Кстати, в России с нынешнего года в школьном расписании уже три урока физической культуры вместо прежних двух. А мы в этом смысле сделали огромный шаг назад от здорового образа жизни. После сокращения часов сократилась зарплата учителей, наметился отток высококвалифицированных кадров. Сами условия не способствуют профессиональному росту преподавателей физкультуры. Труд учителя оценивается чаще всего по тому, как ведется отчетная бумажная работа. Зарплата небольшая. Поэтому наши выпускники отрабатывают два года и уходят из школ в другие сферы. Обеспеченность необходимым инвентарем в школах составляет
30-60 процентов.

– Сейчас все чаще слышны высказывания об отказе от нормативов по физкультуре. Насколько это целесообразно, на ваш взгляд?

– А следующим шагом, как можно предположить, станет отмена обязательных уроков физкультуры и преподавание их на факультативной основе… Потом окажется, что нам в армию уже вообще некого брать, а у девушек сплошь проблемы с репродуктивной функцией.

За снятие нормативов выступают родители учеников, не успевающих по физкультуре. А если бы провели массовые исследования среди детей, то они, я уверена, высказались бы за сохранение нормативов и оценок.

Да, нынешние нормативы для современных детей довольно сложные. Возможно, нужно вводить градацию нормативов, разрешать сдавать их по выбору. Но отменять их – значит, вбить еще один гвоздь в гроб физической культуры. Если упразднить нормативы и оценки, то дети вообще не будут посещать эти занятия, так как у них исчезнет стимул. При этом я уверена, что количество больных детей в этом случае возрастет.

– Мы говорим только об уроках физкультуры. Но я помню времена, когда в школе на переменах устраивали небольшие физкультминутки: класс вставал и вместе с учителем под музыку выполнял упражнения. Может, стоит об этом вспомнить?

– Конечно! Таких форм достаточно: физкультпаузы, пятиминутки, динамическая перемена, гимнастика для глаз. Очень многое зависит от отношения администрации школы к преподаванию того или иного предмета, его статусу. Скажем, после сложной контрольной дети хотят на перемене поиграть в бадминтон. Почему бы не предоставить им такую возможность? Но бадминтон в школьной программе не значится, а среди физкультурного инвентаря зачастую и ракеток нет. К сожалению, у нас еще крайне недостаточная обеспеченность населения, в том числе детского, футбольными полями, спортивными площадками, бассейнами. А теннисные корты, фитнес-центры, ледовые дворцы многим белорусам пока недоступны.

«Готов к труду и обороне» (ГТО) – программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи. Существовала с 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет.
Нормативы с 1972 по 1991 год
Первая ступень «Смелые и ловкие»
Мальчики Девочки
Бег на 60 метров

• на золотую медаль
• на серебряную медаль

9,2 м/с
10 м/с

9,6 м/с
10,2 м/с

Прыжок в длину

• на золотую медаль
• на серебряную медаль

380 см
340 см
350 см
300 см
Подтягивание 5-7 раз
Третья ступень «Сила и мужество»
Юноши 16-18 лет Девушки 16-18 лет
Бег 100 метров

• на золотой значок
• на серебряный значок

14,2 м/с
13,5 м/с

16,2 м/с
15,4 м/с

Прыжок в длину

• на золотой значок
• на серебряный значок

480 см
440 см
375 см
340 см
Метание гранаты (700 граммов – для юношей, 500 граммов – для девушек)

• на золотой значок
• на серебряный значок

40 м
35 м
25 м
21 м

 

Ольга ПОКЛОНСКАЯ
admin_oboz: