Вопросы истории очень чувствительны и для Польши, и для Беларуси, поэтому необходимо шаг за шагом их изучать и пытаться найти, если это необходимо, соответствующие решения. Об этом глава МИД Беларуси Владимир Макей заявил в интервью газете «Речьпосполита», стенограмма которого была опубликована пресс-службой внешнеполитического ведомства.
Глава МИД Польши Витольд Ващиковский в Куропатах во время визита в Беларусь в марте 2016 года. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Глава Министерства иностранных дел Беларуси считает, что вопросы, связанные с так называемым Катынским списком, важны не только для Польши. Он отметил, что является сторонником того, чтобы эти вопросы были прояснены как можно быстрее и чтобы они не довлели или не оказывали влияния на общую атмосферу белорусско-польского сотрудничества.
По его словам, принято решение о создании совместной комиссии в рамках исторического диалога. «С нашей стороны эту комиссию возглавляет декан факультета международных отношений БГУ господин Шадурский, с вашей стороны, насколько мне помнится, руководитель Польского института международных дел Дембский», — сообщил Владимир Макей.
Он отметил, что уже состоялись первые встречи в рамках этого исторического диалога и есть определенный результат.
«По запросу наших польских друзей мы занимались вопросами так называемого Катынского списка. Нам недавно, летом этого года, в соответствии с нашими договоренностями с господином Ващиковским, польские друзья передали три списка, по которым они хотели бы получить ответ. Мы посмотрели в наших архивах, какие-то вещи нам удалось разыскать… Но что касается Катынского списка, то мы уже по поручению нашего президента два раза просмотрели все архивы, в том числе архивы спецслужб, и хочу однозначно сказать, что в наших архивах такого списка не существует», — заявил министр.
По его словам, необходимо изучить методы деятельности сталинской спецслужбы НКВД: не всегда все документы хранились на региональных уровнях.
«Еще раз повторюсь, в белорусских архивах — ни в государственном, ни национальном архиве, ни в архивах ведомств — такого документа нет», — подчеркнул Макей.
Глава МИД Беларуси также отметил, что в Куропатах проводились исследования — в 1989 и 1998 годах.
«Мы не можем сказать, что это место является местом захоронения польских военнослужащих или польских граждан. Может быть, там и могли быть польские граждане, но сказать, чтобы это однозначно было местом, где были расстреляны, убиты только польские граждане, мы не можем об этом говорить», — сообщил Владимир Макей.
Поэтому на данном этапе говорить о создании польского кладбища не приходится, считает дипломат.
«Но, повторюсь, вопросы очень чувствительные и для Польши, и для Беларуси, поэтому давайте шаг за шагом изучать их вопросы и пытаться найти, если это необходимо, соответствующие решения», — заключил глава МИД.
Справка TUT.BY
Катынский расстрел («белорусский Катынский список» — массовые убийства польских граждан, в основном пленных офицеров польской армии, осуществлённые весной 1940 года сотрудниками НКВД СССР. До настоящего времени удалось установить имена и места захоронения примерно 18 тысяч жертв преступления. В предполагаемом «белорусском списке» есть имена почти 4 тысяч жертв. По мнению польских историков, вероятнее всего, этих людей расстреляли в Минске, и неизвестными остаются как фамилии жертв, так и места их захоронения. В этом качестве чаще всего называлось урочище Куропаты под Минском — место массовых расправ НКВД не только над поляками, но и над белорусами, русскими и представителями других народов.