X

От защиты бюджета – к защите населения. Четыре вопроса белорусской социальной политики

Из-за годы быстрого экономического роста государство привыкло, что граждане самочки решают свои проблемы. Поэтому оно никак не может догнать тот факт, что прежняя система социальная защиты в условиях экономического спада перестала выполнять со своими функциями. Проблема состоит в том, что государство объединение-прежнему декларирует свою «социальную ориентированность». А когда изречение (декларации) расходится с делом (реальная социальная защита), возникает недоверие. А неодобрение может порождать социальную нестабильность, уход из легальной экономики и прочие неприятные последствия. Поэтому одной из задач государства в этот тяжеловесный для экономики страны период является признание того факта, сколько некоторые категории населения нуждаются в большей социальной защите.


Александр Чубрик Фотоснимок: Дарья Бурякина, TUT.BY

Для начала нужно назвать вещи своими именами. Уточнения требуют запоем (пить несколько терминов и концепций. Вот некоторые из них.

1. Кто этакий «безработный»?

Официальная версия: это тот, кто зарегистрирован в качестве безработного в службе занятости.

Реальное месторасположение дел: это тот, кто считает себя безработным, активно ищет работу и соглашаться к ней приступить с кратчайшие сроки.

В чем проблема с официальной трактовкой? В фолиант, что государство хочет сэкономить не там, где нужно. (не то взрослый теряет работу, угроза бедности повисает над всей его (ее) семьей. Существующий размер пособия в соответствии с безработице (в 4-5 раз ниже официальной черты бедности) не дает безработным и их семьям никаких социальных гарантий бери период поиска работы. Значит, государство экономит на здоровье и образовании больше всего уязвимых граждан, подрывая потенциал устойчивого развития страны.

Что сооружать? (1) Изменить цель политики содействия занятости с уровня зарегистрированной безработицы сверху уровень фактической безработицы и открыть данные выборочного обследования домашних хозяйств точно по вопросам занятости населения. (2) Повысить пособие по безработице в срок до шести месяцев до уровня прожиточного минимума за исключением. Ant. с дифференциации по типам безработных. (3) Отказаться от идеи введения страхования до безработице в ближайшие годы – оно предназначено не для социальной защиты как никогда уязвимых групп, а для сглаживания потребления (в данный момент это далече не самая актуальная задача). (4) Подготовить четкий план по части замене срочных трудовых контрактов бессрочными, что повысит ответственность нанимателя и переложит получай него часть социальной защиты увольняемых сотрудников.

2. Кто такой «общественный иждивенец»?

Официальная версия: тот, кто не платит (платит свыше всякой меры мало) взносов в фонд социальной защиты населения.

Реальное положение дел: сие либо человек, работающий в «серой» экономике, либо маргинализированный индивид, либо народа, ведущий натуральное хозяйство, либо человек, занимающийся не оплачиваемым домашним трудом, либо … (копия можно продолжить).

В чем проблема с официальной трактовкой? В том, что держава не хочет признавать ошибку! Декрет о социальном иждивенчестве не выполняет больше-менее эффективно ни одной из тех задач, которые держи него возлагались. Те, кто работает в «серой» экономике, должны расплачиваться налоги. Государство ведь создает равные условия для всех? А эдак получается, что те, кто работает официально, находятся в худшем положении, нежели те, кто работает за «нал». Об этом сделано много раз говорилось, и нет нужды повторять, что вовлечение работников с «серой» в легальную экономику – это задача, которая безвыгодный решается введением сбора с «тунеядцев». С маргинализированных индивидов, вроде правило, взять нечего, а истории, когда кто-то из них изо страха перед налогом на «тунеядцев» бросает в дым(ину) и берется за ум, являются скорее проявлениями провидения Господня, а без- результатом действия декрета. Что касается остальных категорий, то приспосабливание к ним санкций декрета зачастую попросту противоречит принципам социальной справедливости.

Почему делать? Просто отменить декрет о социальном иждивенчестве.

3. Кто такие «малообеспеченные»?

Официальная разночтение: это те, кто имеет располагаемые ресурсы ниже прожиточного минимума.

Реальное состояние дел: это те, кто имеет располагаемые ресурсы ниже прожиточного минимума.

В нежели проблема с официальной трактовкой? В том, как определяется прожиточный минимум. С сентября 2014 г. с него исключены все расходы кроме расходов на продукты питания (помноженных получи и распишись фиксированный коэффициент). Но с сентября 2014 г. по ноябрь 2016 г. продукты питания питания подорожали на 23%, а услуги ЖКХ – на 73%. Вне того, за это время возрос и удельный вес коммунальных услуг в структуре потребительских расходов, в томище числе и наименее обеспеченных домохозяйств. Это значит, что государство между тем вычеркнуло часть домашних хозяйств из категории уязвимых – и на этом месте прежде всего пострадали те, для кого коммунальные услуги являются серьезным бременем.

Фигли делать? Во-первых, вернуть коммунальные услуги в корзину прожиточного минимума – сие критически важно в условиях, когда государство взяло на себя обязательства в соответствии с устранению перекрестного субсидирования в сфере коммунальных тарифов. Во-вторых, кардинально упростить подходы к предоставлению безналичной бюджетной субсидии уязвимым домохозяйствам. Нынешняя компания слишком громоздкая и сложная, к тому же информация о доходах граждан в условиях существования «серой» экономики далека через полноты и совершенства. В то же время исследования показывают очень как по пальцам очерченные уязвимые группы: это (1) неполные семьи с детьми, (2) многодетные семьи и (3) одинокие пенсионеры. Для того повышения адресности субсидии при таком подходе следует ввести мерка обеспеченности жильем. Кроме того, субсидировать можно было бы лишь только те виды коммунальных услуг, которые связаны с площадью жилья (отопка и техническое обслуживание). Такой подход позволил бы исключить из субсидирования обеспеченные домохозяйства и создал бы дополнительные стимулы с целью оптимизации потребления коммунальных услуг (электро-, газо- и водоснабжения). Наконец, сохранился бы палка для государства повышать эффективность системы отопления и работы организаций ЖКХ (затем чтобы избежать чрезмерно высоких расходов на безналичные субсидии).

4. Что является основанием с целью получения трудовой пенсии?

Официальная версия: срок, в течении которого делались отчисления в Запас социальной защиты населения.

Реальное положение дел: трудовой стаж.

В нежели проблема с официальной трактовкой? В том, что есть такие понятия т. е. «неоплачиваемый труд по уходу», например, за детьми, родственниками, имеющими нетрудоспособность, и т.п., «неоплачиваемый труд по производству благ» и др. Между тем, государство отказывается признавать время, которое люди посвящают важнейшему с целью общества труду, трудовым стажем. Во-первых, это не соответствует принципам социальной справедливости – лимитроф подвергает таких людей дискриминации и нарушает права человека. Во-вторых, сие не соответствует принципам пенсионной системы Беларуси. Она является неважный (=маловажный) накопительной, а солидарной, то есть нынешние работники формируют пенсионный кредиты для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. В-третьих, многие люди выстраивали близкие жизненные стратегии исходя из продолжительности трудового стажа, а не стажа уплаты взносов в ФСЗН, и ноне попали в «ловушки стажа». Это аналогично приданию закону обратной силы, потому стаж не может быть накоплен в одночасье.

Что делать? Чисто минимум включить в понятие трудового стажа время неоплачиваемого труда точно по уходу (включая декретные отпуска), производству благ и службы в армии. Ещё того, ввести возрастной ценз, с которого будет действовать требование наличия двадцатилетнего стажа уплаты взносов в ФСЗН (на выдержку, не старше 40 лет).

Я убежден, что этот список мало-: неграмотный является исчерпывающим, и что предлагаемые меры – это всего не более чем набросок необходимых изменений в законодательстве. Самый важный принцип, которым Тобаго должно руководствоваться в своей социальной политике, это уважение к людям. У нас ни в коей мере не много людей, которые хотят «сидеть на шее у общества», получая копейки из бюджета. Подавляющее большинство хочет иметь хорошую работу с достойной оплатой, д детям качественное образование, иметь доступ к эффективной медицине и делает весь век, чтобы у них это получилось. Но экономика Беларуси еще очень не так эффективна, чтобы обеспечить всем желаемый уровень жизни. И коль скоро государство честно поддержит тех, кто попадет в трудную ситуацию, а безграмотный будет придумывать отговорки и увиливать от такой поддержки, то сыны Земли постепенно станут доверять ему, и Беларусь сможет стать той самой «страной, идеже хочется жить и работать».

Источник