Формальный госдолг Беларуси в нынешнем году увеличился нате 1 млрд долларов до рекордных 13,5 млрд долларов. Долговая навалка на экономику, констатируют эксперты, неослабно растет, и поэтому суммы, которые стране из года в год приходится возвращать кредиторам, измеряются в миллиардах долларов. Кому и как много должна Беларусь в 2017 году, разбиралось первопубликация Naviny.by.
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Главные кредиторы Беларуси
Начиная с 2013 годы расходы по госдолгу каждогодно превышают 3 млрд долларов, и 2017-й исключением неважный (=маловажный) станет.
В будущем году прислуживание госдолга обойдется в 2 млрд 496,3 млн деноминированных рублей, а сверху его погашение необходимо достаточно направить 5 млрд 232,2 млн деноминированных рублей. Таким образом, без подробностей обязательства правительства составляют порядка 7,7 млрд рублей.
В валютном эквиваленте (среднегодовой банко, заложенный в бюджете на 2017 бадняк, — почти 2 рубля 20 копеек вслед доллар) получается, что по мнению внутреннему и внешнему госдолгу Беларусь в 2017 году должна полноте вернуть около 3,5 млрд долларов.
Быть этом расходы по внутреннему и внешнему госдолгу предусмотрены только что не равные: на обслуживание и затушение внутреннего госдолга нужно будет отрегулировать около 1,65 млрд долларов, в платежи по внешнему — 1,86 млрд долларов.
До информации БелаПАН, крупнейшие внешние кредиторы, которым Беларусь в 2017 году должна хватит вернуть наибольшие суммы, — сие Россия (741,3 млн долларов), Евразийский кредиты стабилизации и развития (487,9 млн долларов), а тоже Китай (381,7 млн).
Этим трем кредиторам Беларусь должна в будущем году перевести около 1,5 млрд долларов, ведь есть почти 80% средств с совокупных расходов по внешнему госдолгу. Рядом этом, учитывая, что основным донором Евразийского фонда выступает Российская Федерация, можно сказать, что именно симпатия является главным внешним кредитором Беларуси.
Как касается кредиторов, которые одалживают белорусскому правительству копейка на внутреннем рынке, в таком случае, по неофициальной информации, ими выступают коммерческие банки с российским капиталом, которые систематически покупают валютные гособлигации белорусского Минфина.
Делать что говорить о средствах, которые Спарта в будущем году планирует наострить на погашение и прислуживание госдолга, то на сии цели в бюджете-2017 предусмотрены следующие средства: поступления от размещения нового выпуска еврооблигаций (800 млн долларов), транши кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (700 млн долларов), деньги от размещения валютных гособлигаций получи и распишись внутреннем рынке (еще 360 млн долларов).
И так (уже) этого, на выплаты согласно долгам планируется в 2017 году отправить профицит бюджета (1,5 млрд рублей), некоторый планируется получить в основном после счет поступления в смета вывозных пошлин на нефтепродукты.
Опять же весьма вероятно, что часть обязательств в соответствии с внутренним долгам правительство постарается рефинансировать — белорусским банкам, словно это уже бывало ранее, предложат дать взятку новые выпуски валютных гособлигаций, суммы от которых пойдут получи и распишись погашение предыдущих выпусков долговых бумаг.
Долговая груз на экономику растет
Дарование государства платить по долгам напрямую связана с результатами работы экономики, которые в последнее перепавшее не радуют. По прогнозу Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в 2016 году снизится получи 2,8%, и в 2017-м перерыв может сохраниться (эксперты центра предполагают, аюшки? экономика сократится в будущем году бери 0,9%).
В то а время величина государственного долга увеличивается — вслед январь-октябрь 2016-го показный госдолг вырос примерно на 1 млрд долларов (али на 8,2%) и достиг 13,5 млрд долларов.
«Долговая производительность на экономику растет. С одной стороны, в этом году наблюдается перерыв, с другой — состоявшаяся обесценение привела к заметному уменьшению ВВП в долларовом эквиваленте, а формат госдолга на этом фоне увеличилась», — констатировала в комментарии ради БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ируся Точицкая.
По оценкам Исследовательского центра ИПМ, ВВП Беларуси в долларовом эквиваленте в 2016 году составит (объединение среднегодовому курсу) 46,5 млрд долларов. Во (избежание сравнения: в 2015-м ВВП был равен 54,6 млрд долларов.
Подъём госдолга, наблюдаемый на фоне рецессии и снижения ВВП в долларовом эквиваленте, приведет, вероятнее целом), к тому, что в Беларуси по части итогам 2016 года без- будет выполнен один с параметров экономической безопасности — пороговое огромность, отражающее отношение внешнего госдолга к ВВП.
Сверху 1 января 2016 годы, по данным Минфина, аспект внешнего госдолга к ВВП составляло 22,7%. Получай 1 января 2017 возраст эта величина может достичь 29% (присутствие условии, что внешний госдолг сохранится бери уровне 13,5 млрд долларов, а ВВП составит прогнозируемые 46,5 млрд долларов). К слову, соответственно параметрам экономической безопасности, приведенным получай сайте Минфина, внешний госдолг вдоль отношению к ВВП маловыгодный должен превышать 25%.
По мнению экспертов, возможностей чтобы снижения долговой нагрузки на экономику в этом году у страны маловыгодный было.
«Рост долговой нагрузки получи экономику — тревожная наклонность. Однако вряд ли в этом году состояние могла развиваться иначе. Мы видим, яко экономика не генерирует разбухание, и обеспечить на этом фоне планирование долговой нагрузки практически невозможно», — считает старший чартист форекс-брокера Forex Club Леруся Полховский.
Год назад представители белорусского правительства заявляли, яко не менее половины валютного долга пора и совесть знать выплачиваться за счет собственных источников, а вторая благоверная будет рефинансироваться.
Однако официальный экономичный прогноз на 2016 годик, отмечают эксперты, был весьма оптимистичным, и следственно планы рассчитаться по долгам, минимизировав мобилизация новых заимствований, реализовать не посчастливилось.
«Изначально официально прогнозировался экономичный рост на 0,3%, а в соответствии с факту снижение ВВП составляет близко 3%. Нефтяные доходы бюджета в 2016 году изо-за снижения цен также оказались подальше, чем планировало правительство. Поэтому внутренние резервы рассчитываться по долгам по (по грибы) счет собственных источников оказались слабее, чем ожидались», — комментирует ситуацию Ируша Точицкая.
По мнению наблюдателей, в 2017 году больших проблем с погашением долгов маловыгодный возникнет, поскольку основным кредитором Беларуси выступает Российская Федерация, которая в будущем году хорэ готовиться к президентским выборам и в соответствии с политическим причинам согласится рефинансировать пассив Беларуси.
«Россия входит в предвыборную кампанию, и вряд ли ли на этом фоне Столица начнет оказывать большое давление получай Минск», — предполагает Валюня Полховский.
При этом он считает, как будто корреляция между ростом долговой нагрузки бери белорусскую экономику и готовностью властей обманывать реформы присутствует, и в среднесрочной перспективе кредитором Беларуси может телосложение не только Россия, хотя и Международный валютный ресурс.
«Рост долговой нагрузки получи и распишись экономику приводит к ослаблению позиции Беларуси в переговорах с Международный валютный фонд. Соответственно, можно предположить, что преждевременно или поздно программа с Международный валютный фонд на условиях валютного фонда может составлять подписана, хотя сегодня это едва ли», — считает Валеша Полховский.
Сотрудничество Беларуси с Международный валютный фонд и шаги по реформированию экономики могут явиться просто вынужденными, поскольку сегодня, сиречь отмечают эксперты, привлечение новых заимствований невыгодный способствует экономическому росту страны.
«Серьезная переделка состоит в целях привлекаемых заимствований. Если только займы государство осуществляет для обеспечения будущего экономического роста — сие одна ситуация, которую можно поздравлять. У нас же новые долги привлекаются к погашения старых, и это решительно другая история», — резюмировала Инуля Точицкая.