Главная / Статьи / Культура / В ответе за тех, для кого снимаем кино

В ответе за тех, для кого снимаем кино

Кинорежиссер Игорь Волчек уверен, что «думать плохо о тех, для кого снимается кино, означает не уважать этих людей».

«Для кого вы снимаете ваши фильмы?» – спрашивали у меня недовольные воинствующие зрители, после того как я уже получил за фильм «Каприччио» 9 призов на самых престижных международных кинофестивалях. «Какой замечательный фильм!» – говорили другие, пожимая мне руку, и чувствовалось, что это тоже идет от души.

Любое творчество делится на две половины – на тех, кто этим занимается, и тех, для кого это делается. Мы настолько привыкли судить художника, что совершенно не задумываемся о тех, для кого это делается. А зритель, как и все люди, бывает разный: более подготовленный или менее.

Чтобы быть человеком, недостаточно родиться. Нужно приложить немало усилий, чтобы им стать. Воспитание – основа культуры: чем более воспитанный человек, тем выше его культура. В результате этого процесса появляется необходимость в духовности, потому как «не хлебом единым сыт человек…».

«Отличительная особенность человека заключается в том, что, принадлежа к животному миру, он одновременно возвышается над ним, дистанцируется от него, содержит в себе совершенно новое качество – божественную «искру», тайну сознания, некую надмирную потенцию, делающую его гражданином двух миров – материального и духовного, земного и небесного, животного и космического» (И.И. Гарин, «Бог в тебе»). Пробудить в человеке потребность в высокой духовности – главная задача культуры в целом. Мы как-то постоянно забываем, что живем в биполярном мире: на каждый плюс есть свой минус – добро и зло, любовь и ненависть… В нашем мире постоянно происходит борьба Бога с дьяволом. А место этой борьбы – «сердца людей», как точно заметил Ф.М. Достоевский.

Представить себе общество из одних только высококультурных людей – это утопия. Но уж лучше эволюционировать в этом направлении, нежели оказаться на «четвереньках». Далеко не всем удается получить настоящее воспитание, но нельзя отрицать и тот факт, что таковые имеются в нашем обществе. Такие люди есть, и это мой зритель, для которого я и делаю свои фильмы. Думать плохо о тех, для кого снимается кино – дескать, не поймут, – означает не уважать этих людей. «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман…» (А.С. Пушкин).

У нас замечательный зритель, который достоин высокого искусства, что подтвердил прошедший недавно МКФ «Лістапад». Тот факт, что очень непростой для восприятия фильм «За холмами» оказался на третьем месте по рейтингу зрительских симпатий, еще одно этому доказательство. Аншлаги на всех конкурсных просмотрах, постоянный вопрос о лишнем билетике – все это говорит о том, что наш зритель стремится к настоящей духовности и подлинному искусству. Кино на этой основе – вот достойная задача, которая должна стоять перед белорусским кинематографом, а не какой-то сомнительный коммерческий успех или, как это называется, частичная окупаемость. Кино может и должно стать товаром – но конкурентно способным, на основе высокой художественности и духовности.

Фильмы низкопробные, в угоду низменным потребностям воинствующего большинства, но обеспечивающие коммерческий успех, – от дьявола, ведущие нас в ад. Как-то я не очень себе представляю, например, Владимира Спивакова или Дмитрия Сергеевича Лихачева погруженными в проблемы телевизионных сериалов, которые, за редким исключением, как на одно лицо да к тому же с отрицательной энергетикой. Это вовсе не означает, что такая телевизионная «жвачка» не нужна. Но для этого существует такое понятие как вкус. Те, кто утверждает, что «на вкус и цвет товарища нет», как минимум даже не догадываются, что есть такое понятие, как хороший и дурной вкус. Вкус – это как музыкальный слух: он или есть, или его нет. А если искусство – пусть духовная, но все же пища, то очень важно, чтобы в ней не было вредных компонентов.

 Справка «Обозревателя» 

Игорь Волчек – кинорежиссер, аниматор, композитор. В 1970 году окончил Белорусскую государственную консерваторию по классу фортепиано. На киностудию «Беларусьфильм» пришел в 1968 году, учился на Высших режиссерских курсах при Госкино СССР. Дважды был избран председателем Белорусского союза кинематографистов. Написал музыку более чем к 40 фильмам. Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, лауреат многих международных и республиканских кинофестивалей

Игорь ВОЛЧЕК

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*