Главная / Статьи / Образование / Как отразится сокращение сроков обучения в вузе на качестве образования?

Как отразится сокращение сроков обучения в вузе на качестве образования?

В системе высшего образования в ближайшей перспективе ожидаются весьма серьезные перемены. Законодатели настаивают на сокращении сроков обучения в вузах, приводя аргументы экономической целесообразности и ссылаясь на европейский опыт и стандарты.

За счет чего будут сокращаться учебные программы в вузах? Кого это коснется в первую очередь? Не обернется ли уменьшение сроков обучения снижением качества высшего образования и уровня знаний дипломированных специалистов?

Как будут сокращать сроки обучения в вузах

– Предстоящее сокращение сроков подготовки будет осуществляться путем пересмотра и оптимизации образовательных программ, – говорит начальник нормативно-методического центра высшей школы РИВШ Светлана АРТЕМЬЕВА. – Повысится значимость самостоятельной работы студентов. Возможно, некоторые дисциплины будут интегрированы, от некоторых придется отказаться, однако ни в коем случае не в ущерб качеству образования. Работа по сокращению сроков обучения началась с пересмотра цикла социально-гуманитарных дисциплин, который входит в учебный план по любой специальности в системе высшего образования. Вузы не могут самостоятельно его сократить, потому что это единый стандарт для всей республики.

На данный момент завершается разработка концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин, которая подразумевает не только сокращение 150-200 аудиторных часов, но и принципиально новую модель социально-гуманитарного цикла, предполагающую значительное увеличение свободы выбора как для вуза, так и для студента. Концепция должна быть обсуждена на Республиканском совете ректоров до 15 февраля. Затем пройдет совещание министра образования с представителями учебно-методического объединения по гуманитарному образованию и преподавательского корпуса вузов. По итогам будет принято решение относительно реформирования социально-гуманитарного цикла.

Кто будет принимать решение о сокращении сроков учёбы в вузах

Сокращение срока получения высшего образования по каждой специальности, по словам Светланы Михайловны, будет основано на решении конкретного вуза. Предположительно, это затронет педагогические, экономические, возможно, некоторые технические специальности. Большинство специальностей предполагается сделать с четырехлетним обучением. Сроки учебы в вузах сократятся не более чем на один-два семестра.

Напомним, сейчас речь идет о втором этапе сокращения, первый этап прошел в 2008 году. Тогда сроки обучения сократились по 77 специальностям.

Сокращать или увеличивать?

– Вопрос сроков – это вопрос технологии обучения и преподавания, – убеждена эксперт Агентства гуманитарных технологий, кандидат педагогических наук Светлана МАЦКЕВИЧ. – Дискуссия о сроках обучения должна выходить на тему качества образования, чему и для чего мы учим студентов в вузах.

На мой взгляд, сегодня, чтобы студент мог достойно включаться в производственную деятельность, вузы в первую очередь должны обучать студентов не профессии, а, скорее всего, мышлению, умению думать. Если мы ставим задачу такого рода, то сроки обучения необходимо увеличивать.

Если мы говорим о высшем профессиональном образовании, а не о классическом высшем образовании (а в европейской системе эти два вида высшего образования четко разделяются), то в принципе очень многое в нынешних вузовских программах является лишним, вузы продлевают школьное образование, а не учат профессии. И тогда было бы логично при сокращении сроков изменять целевые ориентации, перестраивать технологию подготовки специалистов. Например, усиливать внимание практической подготовке, принципиально изменить структуру практики, приблизить ее к реальным условиям производства; не передавать хорошо известные факты, а делать акцент на проблемные сферы той деятельности, в которую студент собирается включаться. То есть если четко определиться в содержании образования, то нет никаких проблем «упаковать» его в определенные сроки.

Экономическая составляющая

Председатель профильной парламентской комиссии по образованию Владимир Зданович одним из решающих аргументов в пользу сокращения сроков вузовского обучения называет увеличение числа иностранцев, которые будут приезжать к нам учиться.

Экономические соображения, безусловно, невозможно сбрасывать со счетов в разговоре о предстоящих изменениях в системе высшего образования. Исходя из них аргументом в пользу четырехгодичного срока обучения в вузе могут быть и интересы студентов, особенно платников, которым, разумеется, выгоднее учиться на год меньше, экономя семейный бюджет. Но, мысля экономическими категориями, обращая внимание на экономический эффект проводимых изменений, неплохо все же помнить и о том, что нам нужно создавать свою конкурентоспособную систему высшего образования, выпускать современно подготовленных специалистов. Руководствуясь при обсуждении реформы высшего образования только категориями экономической целесообразности, можно дойти до абсурда и привести нашу систему образования не к европейским стандартам, а в тупик.

– Понятно, что государству при отсутствии большого финансирования в сфере высшего образования выдержать нынешние объемы очень сложно, даже притом, что более 50 процентов студентов оплачивают свою учебу, – отмечает Светлана Мацкевич. – Очевидно, что проведение серьезных реформ требует еще большего финансирования, а денег на это нет. Сейчас правительство пытается решить вопрос через экономию ресурсов, не очень заботясь о качестве и содержании обучения. Но это решение, на мой взгляд, является сиюминутным, недолгосрочным.

Надо думать на перспективу, хотя бы на 10-20 лет вперед. И тут должен подниматься вопрос не только экономического порядка, но и общей доктрины образования.

* * *

Понятно, что чиновники Министерства образования, какими бы опытными они ни были, не могут сформировать такую доктрину. В ее формировании должны участвовать все заинтересованные в повышении качества образования субъекты Беларуси: преподаватели вузов, работодатели, представители государственных структур, неправительственные, международные организации, независимые эксперты. Только через совместное участие в разработке такой доктрины государственных и общественных субъектов можно запустить в перспективе настоящие реформы. И это уже вопрос процедуры и организации общественного диалога в системе образования.

Без учета общественного мнения мы в системе высшего образования рискуем повторить сценарий школьной реформы, когда наверху чиновники убедительно обосновывали необходимость двенадцатилетней системы обучения, потом не менее убедительно говорили о том, что лучше вернуться к одиннадцатилетке, а внизу – на ходу, лихорадочно происходила перестройка. В результате этих нервных движений страдают ученики. Их знания год от года не становятся основательнее. В вузах жалуются на снижение общеобразовательного уровня абитуриентов. И это притом, что многим школьникам начиная с первых лет учебы родители берут репетиторов.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*