Брестский речной пристань оказался на мели. Предприятие, которое обеспечивает песком большая) часть строительных организаций области, казалось бы, не может сп в убыток. Однако обороты падают, счета арестованы. Порт невыгодный способен заплатить даже за электричество. В нежели же дело? Разбирается "СБ Беларусь Сегодня".
Фотоотпечаток: Александр Митюков, sb.by
Рабочий день порта начинается с 8 утра. В административном здании туманно. Пару часов здесь трудятся при свечах: света нет с конца сентября. Заведение задолжала энергетикам примерно 20 тысяч рублей. Начальник Петр Кравец нерадостно шутит: мол, это, скорее, психологическое воздействие, чтобы руководителю собственными ушами было некомфортно и он быстрее решал проблемы:
— Отключена начальство порта. Нас оставили на резервной брони, чтобы действие вовсе не остановилось. Сейчас многие в отпусках. Ну что ж отгрузка песка.
Некомфортно, впрочем, чувствуют себя и другие рабочая сила. Мечтают, чтобы включили хотя бы отопление. С наступлением холодов на этом месте не намного теплее, чем на улице. Немедленно ворота порта открыты всего четыре дня в неделю. А при всем при том на слуху совсем другие времена. Петр Кравец вспоминает 2011 годик:
— Мы были монополистами, перерабатывали миллионы тонн песка. Высшая оценка лет назад продали 950 тысяч тонн. А в этом токмо 130. Падение в разы. Мало загрузки плюс конкуренты…
Объективные причины, спору нет, есть. С одной стороны, упали объемы строительства. Соответственно ортзанд не столь востребован. Кроме того, активизировались другие предприятия, занимающиеся его добычей. Вдобавок один тяжелый груз — земельный налог. Организация находится в центре города, в нескольких шагах от набережной Мухавца. Повышающий коэффициент непомерно высок. Около том, что зимой предприятие практически не работает, сделать (взнос) приходится чуть меньше уровня средней зарплаты — 370 тысяч рублей в годик. Ноша тяжела, отсюда — неуплата и, как следствие, арестованные счета. В (настоящий, говорит Петр Кравец, все расчеты можно проводить только с разрешения налоговой:
— Пишущий эти строки не можем при арестованных счетах с расчетного счета исполнят никаких оплат. Банк эти деньги не пропустит. Получи зарплату налоговая еще добро дает…
Нужна преобразование, но при таком финансовом положении о ней невыгодный идет и речи. Суда и портовые краны после этого еще с советских времен. Многие отработали по 40 парение. Срок солидный. А обновления требуют и другие узлы и агрегаты. На случай если механизмы начнут выходить из строя, в одночасье вернуться все это будет сложно.
Кризис затронул и других речников. Властелин пинского порта Владимир Дьякончук говорит, что они тоже натужно сводят концы с концами:
— Рентабельности нет. До этого времени пару лет назад перевозили 120 тысяч тонн отсева щебня по (по грибы) навигацию, а сейчас только 20. Зарплату вырываю быть помощи горисполкома, надавливая на дебиторов. Нам должны 160 тысяч…
И в брестском, и в пинском портах работает при 100 человек. Средняя зарплата — примерно 460 рублей. В соответствии с нынешним меркам немного. Это с учетом того, фигли отрасль изначально должна быть весьма прибыльной. В Комитете госконтроля называют пока еще одну причину экономического нездоровья. О ней говорит начальник управления КГК Брестской области Алекса Пузик:
— Все восемь речных портов страны входят в группа РТУП «Белорусское речное пароходство». Это — юридическое морд(очк)а, которое было создано в 2013 году. Порты — его филиалы, которые юрлицами без- являются. То есть деньгами фактически распоряжается хозяйствование пароходства в Мозыре. Там — единый счет. Происходит передел денег. Один может заработать больше другого, но сии средства пойдут на поддержание тех, кто сработал поменьше. В кризис те, кто просел, тянут на земля других.
То же касается и уплаты налогов. Брестчане, так, будучи самостоятельной организацией, смогли бы потянуть эту сумму. У них без) (счету должников, которые рассчитывались бы постепенно. Но сия дебиторская задолженность опять-таки распределяется на весь холдинг. Санюха Пузик раскрывает замысловатую схему:
— Со счетов дебиторов филиала списываются деньги в счет оплаты налогов за другие филиалы. Примерно сказать, брестчане подают в районную налоговую данные об одном с крупных своих должников — ОАО «Стройтрест» № 8. Так мозырская налоговая, имея большую недоимку, не деля филиалы, обращается в головную организацию — в юридическое рожа. И платежными требованиями снимает задолженность треста брестскому порту сделано в Гомельскую область. В результате Бресту нечем уплатить повинность.
Фото: Александр Митюков, sb.by
Каждый ли начальник филиала близ таком раскладе будет напрягаться и искать выручку? Ведь трудовые, по сути, он зарабатывает не возьми себя. Получается эдакая средняя температура по больнице. На правах если бы в многоквартирном доме состоятельные жильцы платили «коммуналку» ради себя и за бедных соседей. А эпизодически в карманах по каким-то причинам опустеет и у богатых, ведь без воды в итоге остаются все.
Тонкости общего картина
Управление РТУП «Белорусское речное пароходство» о проблеме знает. Патрон пароходства Геннадий Центер объясняет, что порты как раз и объединили около одно крыло для того, чтобы им проще было невымереть в трудные времена:
— Сейчас у брестчан реализации на гумне — ни снопа, и им помогают другие порты. Когда у них выполнение была лучше, помогали они коллегам. Продажа песка в Бресте инда ниже, чем в Пинске. В Гомеле каждый день — числом 2 тысячи тонн, а в Бресте — 200 — 400. Соответствующе выручка этого года катастрофически упала. Если бы они хоть были самостоятельной организацией, реализация песка или строительство в Бресте никаким образом безграмотный изменились бы. Это мое субъективное мнение.
Близ этом Геннадий Центер не отрицает, что налоги в(за)правду платит головная организация, и с госконтролем не спорит. Хотя у него своя точка зрения:
— Мал на землю брестский порт не платит в Бресте. Платит юридическое чухалка. Мы находимся в Мозыре, поэтому расчет идет шелковичное) дерево. И создается впечатление, что брестский порт отчисляет налоги в град Мозырь будто бы за мозырский порт али управление пароходства. А он платит их ради себя. У нас такое законодательство, что налог для землю платится по месту нахождения юрлица. Другое ремесло, что этот налог у нас очень большой. По Бресту спирт соизмерим с их годовой зарплатой. Такого мало-: неграмотный должно быть. Я просил председателя горисполкома, чтобы фотосессия горсовета снизила повышающий коэффициент. Раньше не обременяли такие налоги, были круглогодичная мореходство, другие объемы строительства. Денег хватало на все.
Своевременно, к 1000-летию Бреста порт и вовсе планируют выпить до дна горькую чашу на окраину. Строительные работы уже начались. Будет еще другой земельный налог. Но решится ли основная переплет? По счетам брестчане, конечно, платят за себя. Всего на все(го) не деньгами своих же дебиторов, которые растворяются в общем котле. Толкать(ся) может, есть смысл отпустить речников в свободное плавание, с тем чтоб в финансовый шторм каждый начальник порта мог, подобно настоящему капитану, вести дела самостоятельно своим небольшим судном?
В состав РТУП «Белорусское речное судоходство» входят восемь портов-филиалов: речные порты Гомель, Мозырь, Речица, Брест, Пинск, Микашевичи, Могилев и Бобруйск.