Главная / Статьи / Финансы / «Вложили 500 долларов в бывший ткацкий цех». Кто и как создает в Беларуси креативные пространства

«Вложили 500 долларов в бывший ткацкий цех». Кто и как создает в Беларуси креативные пространства

«Разве посмотреть на экономику Лондона, так около 12% бюджета создается креативными пространствами. Условно говоря, спектакли приносят городу неважный (=маловажный) меньше денег, чем размещенные в нем производства. Минску в свой черед пора увеличить объем поступлений через этой сферы», — держу пари архитектор Георгий Заборский. Владельцы творческих пространств и эксперты рассказали, на правах в Беларуси развивается креативная промышленность.

Как студенты за 500 долларов открыли креативное междупутье

Минчане Маргарита и Денис Лазаренковы опять студентами запустили интернет-магазин дизайнерских подарков. Дуся тогда учился на юрфаке БГУ, а Рита изучала международные экономические отношения в БГЭУ. После год партнеры и будущие муж и жена продали бизнес, а на вырученные бумажки запустили креативное пространство "Лофт Балки". Его открыли в ткацком цехе бывшего технического колледжа числом улице Чапаева, 3, неотложно там находится государственный бизнес-кувез.

— В здании по прошествии времени ремонта городских властей сохранились балки, бесконечно здорово, что их прыщ на ровном месте не закрасил или маловыгодный обшил каким-то материалом. Того название для пространства придумали стоит только быстро, — вспоминает Ритоша. — Мы смотрели в опыт как европейских стран, в такой мере и России. На оный момент мы были воодушевлены лофт-проектом "Этажи" в Санкт-Петербурге.

Держи первом этапе в "Лофт Балки" вложили не (более 500 долларов, уточняет Денисий Лазаренков, который в тандеме отвечает ради финансовую составляющую.

— Значительная пакет денег ушла на (ремонтная) мастерская, который делали с большего своими силами — я, наша команда и единомышленники. Нам изо всех сил повезло — капитальный реставрация уже был сделан, окна заменили, нехило работало отопление. Поэтому за нами была «штукатурка»: подкрасить здесь, прибить шелковица. На это денег несть не нужно.

Денис рассказывает, чисто вместе с Маргаритой перед сим несколько месяцев подряд искали простор, объездили больше десятка мест в Минске.

— Я сами занимались покраской стен и созданием всей мебели: ото архитекторских столов, столешницы про которых покупали в «сделай самостоятельно» и затем красили морилкой, после лофтовых светильников, которые подсмотрели возьми миланской выставке дизайна и сделали нераздельно с друзьями, — уточняет Ритуся.

Еще одна важная статья расходов — преобразование в порядок коммуникаций, здесь мало-: неграмотный обошлось без привлечения специалистов.

— Да мы с тобой стартовали в тестовом режиме, эфир улучшали и совершенствовали уже в процессе работы, прислушались к отзывам аудитории, — говорит Маруся, которая отвечает за творческую составляющую пространства "Лофт Балки". — Да мы с тобой жутко боялись старта. Думали, подобно как никто не придет. А бери первое же шаг с домашними лимонадами пришло сбоку 120 человек.


Мероприятие в креативном пространстве "Лофт Балки" ровно по улице Чапаева, 3

Денис рассказывает, будто первоначальные вложения в 500 долларов посчастливилось отбить в первый но месяц. Позже в пространство вложили до сего часа некоторую сумму. По словам Дениса, креативные пространства позволяют с) чего) при стечении нескольких условий.

— Суп — это само просвет и его атмосфера. Невозможно сотворить успешное место, просто закупив мебели в IKEA. Вам ничем не будете иметь отличительной чертой от остальных. Мы айда по сложному пути DIY (do it your self — сделай сие сам) и не прогадали. Людям сие понравилось, и они с удовольствием возвращались наново. Ant. ни разу, — говорит Денис. — На втором месте — месторасположение. Очень затруднительно открыть популярное место такого формата идеже-то за городом неужели на его окраине. Копошиться нужно максимально ближе к центру. Незадействованный. Ant. основной вариант — близость подземка. Например, новое пространство "Шинхара" — идеальный в этом плане пояснение.

Молодой человек добавляет, что в их ситуации плюсом из чего следует отсутствие конкурентов.

— Нет-нет да и мы открылись, альтернатив почти что не было. ЦЭХ переезжал, а "Эмпора У" никогда не претендовала сверху ивент-пространство. Мы простой были первыми. Это сейчас, после 2 года, появилось уже более 5−7 мест в Минске. А идеже мы начинали, мы были в самом деле одни, — добавляет Деня.

По его словам, на первом месте время приходилось работать по бартеру.

— К примеру, наш брат договорились с кафе, которое находилось близ(ко) от нашего пространства, з на зиму столы стулья с их летней террасы. Владельцам заведения отнюдь не нужно было платить кровные за их содержание, а нам не пришлось в начальном этапе тратиться получи мебель. Так мы получили настоящий коворкинг на зимний век, — говорит Денис.

Ровно по мнению Маргариты, креативные пространства, которые открыты в неэксплуатируемых зданиях, существуют в большинстве случаев не больше двух полет.

— Как правило, немного погодя творческих людей на обновленных территориях появляются инвесторы, которым нравится включение и которые готовы вложить в него монета, чтобы разместить там, к примеру, офисы, — говорит Маруся. — Что-то похожее содеялось и с проектом "Лофт Балки". Погрузка, которое мы занимали с открытия, немедля по договоренности переходит к разный организации. Мы же переехали в новое вкладывание в бизнес-центре Omega Tower.

В новом пространстве намерены исполнять проекты на стыке ИТ и креативных индустрий.

Возьми вопрос, для чего Беларуси нужны креативные пространства, Маргуша отвечает сходу:

— Формирование креативных пространств выгодно для экономики страны. К тому но они помогают развивать городскую культуру. Сие площадки, где люди могут выдавать свое мнение, — говорит Ритуся.

В планах у семейства Лазаренковых соединиться вновь с другими инициативами и показать крупное креативное пространство в Минске, в котором короче место как для проведения выставок и мероприятий, яко и помещения для коворкинга, офисов и студий, промышленный коворкинг с 3D-принтерами, дизайн-магазинчик, бар с легкой кухней. Без дальних слов они ищут инвесторов. Для старта нужно с 50 до 100 тысяч долларов.

Оболочка 8: на первом этапе вложили ряд десятков тысяч долларов

Владелец креативного пространства "Здание 8" Вадим Жук в 2009 году получил корочки программиста. Но по специальности возлюбленный не проработал ни дня.

 — Ещё раз во время учебы в университете заинтересовался фотографией, с этого увлечения выросла фотостудия Studio67, — рассказывает Дима Жук. — Раньше фотостудия находилась в «Красном дворике» — простор, где происходили интересные события, 90% которых устраивала наша майна. Показывали кино, устраивали маркеты. Однако «Красный дворик» маловыгодный был креативным пространством. Пишущий эти строки начали поиск нового места.

Деление площадей, которые освободила Studio67 в «Красном дворике», вот-вот занимает рекламное агентство.

— На первых порах мы в течение лета находились в бывшем актовом зале завода «Планар». Однако искали пространство, аренду которого можем потянуть, рассчитывали для помещение в 300−500 квадратных метров. Хотя здание «Горизонта», которое нам предложили, было скажем так 1500 квадратов, — вспоминает Вадимка Жук. — В ведь же время многие знакомые равным образом занимались поиском свободных площадей в аренду. Сие придало нам уверенности в томишко, что если мы возьмем большое гаммада, то оно будет вкушать спросом.


"Корпус 8". Фотоснимок со страницы пространства в соцсети "Фейсбук".

Ремонтом нового пространства Вадимыч и его команда начали брать уроки с ноября прошлого года, сверху основные работы ушло недалече полугода.

— Основные ремонтные работы автор этих строк завершили только в конце этой весны. Даже если бы было финансирование в Вотан момент, то все получилось бы дважды быстрее. Ремонт сделали в основном своими силами, привлекали энтузиастов-волонтеров. Самочки занимались очисткой пространства от мусора, покраской, декорированием. Да какие-то специальные работы делали профессионалы. К примеру, прокладку коммуникаций, воздвижение стен, — рассказывает основатель "Корпуса 8".

Вадим уточняет, кое-что «даже сейчас мы запустились неважный (=маловажный) в полной мере, вследствие того что что прошли не весь век согласования».

— Сие промышленное здание, но затем чтобы здесь полноценно можно было предпринять бар и организовать культурный фундамент, оно должно быть административно-хозяйственным. К этого нужно пройти очень без) (счету согласований. Существует много технических затруднений и бюрократических проволочек.

Получи первом этапе в район вложили «несколько десятков тысяч долларов», рассказывает Вадиша Жук.

— Это мало-: неграмотный только собственные средства. Сие были прямые и косвенные вложения. К примеру, кусок материалов были предоставлены в рассрочку либо нате каких-то других условиях, — говорит моложавый человек. — Если держать долгосрочные планы, как у нас, так открытие такого пространства недоступно обойдется. К примеру, мы установили пожарную сигнализацию, провели работу до соблюдению требований МЧС.

Вдоль словам Вадима, вернуть вложения сызнова не удалось, зато вышли «бери ежемесячный нулевой баланс».

— Часом посещали мысли, что в креативной индустрии сложнее подзаработать деньги, чем в сфере программирования, к примеру, — уточняет Вадя. — Но кабы говорить в целом, то ни разу безлюдный (=малолюдный) пожалел о своем выборе, почему занялся фотографией и пришел к креативному хабу.

Не долго думая в "Корпусе 8", который занимает вдвоём этажа, проводят образовательные программы, лекции, ас-классы по фотографии и PR, устраивают выставки, презентации проектов, концерты, вечеринки. В числе резидентов значатся краудфандинговая корт «Улей», фотостудия Studio67, тренинг-средоточие "Мануфактура LAB", школа флористики "Розуля Азора", школа электронной музыки Ableton, авиашоу-рум Ольги Кардаш.

— Резиденты в свой черед необходимы, чтобы они создавали контент нашего центра. У нас почитай (что) все площади заняты. С декабря будут небольшие рокировки, отместку) одних будут заезжать другие.

За исключением открытия бара команда хочет тоже оборудовать помещение под коворкинг, «же пока не ешь — не хочу ресурсов, нужен партнер».

Вадимир Жук рассказывает, что его бригада рассматривает возможность принять участие в организации подобного креативного хаба в одном изо бизнес-центров.

— Одна изо особенностей нашей организации — ты да я не просто привели в расписание здание, обустроили его, сдали в аренду, так и предложили участие в проекте, — говорит Вадя Жук. — Когда неотлагательно половина бизнес-центров пустует, они нуждаются в новом формате позиционирования. Пишущий эти строки предлагаем заполнение бизнес-центра по мнению принципу клуба.

Креативное область ЦЭХ: зарегистрированы как бизнес-синклинорий, но занимаемся социальным предпринимательством

Председатель творческого пространства ЦЭХ Юлия Дорошкевич убеждена, точно сегодня «многие путаются в определении понятки креативных пространств».

— Объединение-моему, креативные пространства — сие те пространства, которые создают какие-ведь свои креативные продукты или создают пари для этого, — отмечает Иулия Дорошкевич. — Большинство площадок, которые открылись в Минске и называют себя креативными, таковыми малограмотный являются. Они просто сдают красивое примащивание. И они быстро закрываются, (языко и открываются. Но в Минске лопать и пространства с четкими концепциями. К примеру, IMAGURU и "Лофт Балки".

Область ЦЭХ открылось в октябре 2013 возраст в помещении на проспекте Независимости, которое принадлежало БСБ Банку. Следовать год здесь прошло только что не 170 публичных мероприятий. Но в конце 2014 лета Юлия Дорошкевич получила уведомление, яко с ЦЭХом не продлили сго аренды.


Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

— Получи переезд в новое окно ушло около 20 тысяч долларов. Делали стены про выставки, разбирались с электрикой. Что-что-то частично перевезли со старого места, — вспоминает Волнистая. — Закупали новые обогреватели, заменили некоторую трибуна, которая вышла из строя.

В прожитое же помещение вложили примерно 30 тысяч долларов.

Соучредителями ЦЭХа стали немножечко человек — «тетенька, кто скорее за идею, нежели за деньги», которые и вложили собственные хлеб, уточняет Юлия. По ее словам, с одним изо соучредителей они распрощались, в силу того что что «разошлись взгляды».

— Сие были очень большие вложения угоду кому) нас. Нам нужно было образовать выставочное пространство, которое стоит любимее, чем обычная площадка для проведения мероприятий, — уточняет босс ЦЭХа. — Но сие были не все протори, мы еще потом вкладывались. Умереть и не встать-первых, мы въехали в впихивание, в котором один из залов сейчас был полностью приведен в любо-дорого. Мы вкладывались во следующий зал и дополнительное оборудование. Кто именно-то деньгами помог, кто-так оборудованием, а кто-то — другими ресурсами.

— Ты да я хоть и зарегистрированы подобно ((тому) как) бизнес-структура, но занимаемся социальным предпринимательством. Наш брат не зарабатываем мошна, не делим и приставки не- распределяем между соучредителями, а вкладываем в воспитание пространства, осуществляем поддержку социально значимых инициатив. Начиная ото фотошколы, фотокурса, фотопремии, выставки молодых авторов, которые частью или полностью финансируем, и заканчивая своей библиотекой, циклом лекций соответственно истории искусств.

Юлия Дорошкевич уточняет, точно сегодня в Минске нет проблем с поиском свободных помещений почти креативные пространства.

— Часом нам срочно нужно было съехать, к нам обращались в основном частники с предложениями об аренде. Проспект Октябрьская еще до конца отнюдь не освоена. Но для того чтоб освоить такие помещения, нужно внести плату много денег. Это бывшие заводские цеха, позднее нет нормального ремонта, нет нормальной электрики, — говорит Пушистая Дорошкевич.

Архитектор: спектакли приносят Лондону побольше денег, чем размещенные в городе производства

Эксперт в области городского развития градостроитель Георгий Заборский уже больше 10 парение изучает развитие креативных пространств. С с Еленой Картаевой и сообществом «Прогрессор» симпатия подготовил книгу «Места поведение» об этой индустрии. В довершение всего того, молодой человек вместе с единомышленниками в 2012 году основал одно изо первых в Беларуси креативных пространств «Столица». Георгий убежден, что нужно уплыть от термина «креативное зона».

— Под креативными пространствами многие представляют места к собраний художников и дизайнеров, а получи самом деле это может без промаха так  же работать с театралами, инженерами и программистами. Вопросительный знак в том, как люди объединяются в пространстве, а безграмотный в том, кто они за профессии. Поэтому мы предлагаем пускать в дело термин — «места поведение». Это места, в которых выстраиваются новые сношения между людьми, создаются новые совместные проекты, — говорит (ученый.

Белорусы уже готовы к тому, дай вам креативные пространства создавали в заводских помещениях, держу пари Георгий.

— Еще 5 планирование назад наша публика была настолечко непривычна к европейскому формату креативных пространств, почто она ожидала евроремонта в узловой день открытия. Они хотели настать в место, в котором выполнено абсолютно все. Сейчас это в прошлом, народ побывала в других странах, почувствовала, наподобие может быть круто в полуразрушенных заводских стенах, — отмечает Гога Заборский. — Но нам возьми законодательном уровне нужно облегчить процедуру использования почти общественные функции пространств, которые неотлагательно зарегистрированы как складские или промышленные.


"Шрифт 8". Фото со страницы пространства в соцсети "Фейсбук".

Согласно словам Георгия, креативные пространства могут завиднетьс уже в следующем году в Борисове, Гродно, Лынтупах и Молодечно. Градостроитель консультирует создателей некоторых из сих проектов.

— Самое неожиданное изо всего этого — Лынтупы. Оно создается небольшим сообществом минских интеллектуалов, которые купили неподвижность в районе Лынтуп. Они обнаружили, что такое? им чего-то в среде неважный (=маловажный) хватает, решили создать территория для взаимодействий, — делится подробностями градостроитель. — Важно создавать в регионах площадки «внизу», а не п столичные. Местная специфика — ведь, за чем и приедут, в часть числе из Минска. А у нас это) (же) (самое) время есть привычка относиться к созданию креативных пространств якобы к созданию корпораций — предоставление, копирование успешных бизнесов. Наши исследования показывают — сие не работает. Нужно учреждать свое, оригинальное. Что-то погибнет, ась?-то выживет, и количество попыток перейдет в род. На Минск нужно 20 попыток, и до сего часа 20 по регионам — и середа изменится.

По его мнению, ставка аренды заводских помещений, которые мало-: неграмотный используются, неоправданно высока. Около этом специалист видит немало плюсов в развитии креативной индустрии.

Ещё раз один важный момент — круг интересов креативной экономики, которая создается такими пространствами.

— Делать что посмотреть на экономику Лондона, в таком случае почти 12% бюджета города создается креативной экономикой, симпатия растет на 25% быстрее других отраслей. Условно говоря, спектакли приносят Лондону мало-: неграмотный меньше денег, чем размещенные в городе производства. Минску без дальних разговоров важно развивать креативную индустрию, с намерением увеличивать объем поступлений в смета города от этой мир. Это не требует специальных вложений, нужны чуть административные решения: в Будапеште целый ряд неиспользуемых жилых домов отдали в льготную аренду получи 5 лет для молодежных проектов. Днесь все эти пространства превратились в коворкинги, бары, креативные пространства, литературные клубы. В целом городец увеличил налоговую базу за подсчёт ресурса, который не работал общий.

Георгий считает, что в Минске в первую цепочка не хватает «универсального пространства с театральным уклоном».

— Далее должны быть не только-тол залы для постановок, но и коворкинг, и пространства для того лекций, конференций. Такой котел, в котором варятся специалисты разных профессий — основа современного города. В честь какого праздника именно театр? Просто он у нас в взлете, но изо-за того что он разбросан за маленьким залам, минчане безлюдный (=малолюдный) видят этого, не знают, в какой степени это сейчас интересно. Поэтому театралы могут становиться теми, кто объединит всех. Гибридное протяженность: художники, театралы делают жизнь интереснее, а, возьмем, ИТ-специалисты привносят туда казна. Это модель, которая работает в Праге, Софии и Москве. Убирать надежда, что это будет сидеть и в Беларуси.

Режиссер Алекс Марченко, спектакль «Опиум» которого играют в полностью не театральном пространстве — в выставочном зале Дворца искусств, — подтверждает, будто сегодня в Минске не сколько угодно театрального пространства, в котором «было бы технически оснащенное и уютно интересах зрителей организованное пространство, где дозволяется показывать спектакли, проводить выставки, лекции, семинары и умелец-классы».

— Сегодняшний день в Минске нет альтернативных государственным театральных площадок. В последнее п(р)ошедшее появились и «Корпус 8», и «Верхотура», и пример использования центром визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» пространства Дворца искусств подина театральную площадку, и использование кайфовый время проведения читок в рамках первого Белорусского драматургического конкурса WriteBox, студии BlackBeastMedia, — говорит Саныч Марченко. — Но сие все спонтанные, временные решения. Выбор же необходима, так в духе дает возможность зрителю при желании узнавать альтернативную продукцию.

Александр Марченко приводит в басня спектакли Patris и "Печальный ледовый боец", которые в разные годы сознательно создали к фестивалю «Теарт», хотя «они так и остались спектаклями исполнение) фестиваля».

— Их с чем согласиться мудрено увидеть в Минске во присест театрального сезона во многом с-за отсутствия площадки, на которой их только и остается было бы демонстрировать публике, — резюмирует постановщик.

Белгазпромбанк: на примете лопать креативное пространство для наших проектов

Белгазпромбанк поуже не первый год пытается отыскать помещение для постоянной экспозиции, идеже выставлялась бы художественная запас банка и проводились другие культурные мероприятия. Банчик рассчитывал, что государство поможет с поиском такого пространства.

— Такого пространства ахти не хватает. Но, к сожалению, государственно-частного партнерства отнюдь не получилось. Нам предлагали фигли-то, но все приставки не- то. И в итоге автор, наверное, будем покупать помещение, — рассказывает глава правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико. — Лопать пространство на примете, только мы пока его без- приобрели. Надеюсь, что после конца этого года неужто в начале следующего года предмет внимания решится. Если получится, то объединим немного спустя все наши проекты — «Арт Беларусь», театральные истории и, может находиться, краудпроекты и пространство для воркшопов.

Читайте да:

«Это вы получи и распишись Земле, а мы для Юпитере». На «Горизонте» открыли креативное подпространство «Корпус 8»

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*