«Обозреватель» посчитал, сколько выступает «Песняров», «Сябров» и «Верасов».
Коммерциализация искусства в начале 90-х годов прошлого столетия спровоцировала появление сперва законных клонов популярных вокально-инструментальных ансамблей. Никто не брался посчитать, сколько тогда колесило команд с названиями и фонограммами «Миража» и «Ласкового мая». Теперь же почти все бывшие участники популярных советских ВИА создали свои группы, используя раскрученные бренды. Периодически артисты конфликтуют на почве «кто главнее», а публика, увидев на афише знакомое название, идет на концерт. Клонирование музыкальных коллективов не прошло мимо и белорусской эстрады.
«Песняры» – наше все
В СССР вокально-инструментальный ансамбль «Песняры» под управлением Владимира Мулявина имел не только всесоюзную славу, но и европейскую известность. «Песняры» были первым советским музыкальным коллективом, отправившимся на коммерческие гастроли в США.
В СССР было два вокально-инструментальный ансамбля, имевших статус государственных, – это «Песняры» (Белорусская ССР) и «Ялла» (Узбекская ССР).
В 1998 году из «Песняров» ушли три заслуженных артиста БССР: Владислав Мисевич, Игорь Пеня и Валерий Дайнеко, а также Олег Аверин, Александр Катиков и Владимир Марусич. Эти музыканты организовали ансамбль «Белорусские песняры».
В 2003 году после смерти Владимира Мулявина началась дележка творческого наследия, сопровождавшаяся нестабильностью состава. В Московской области бывший директор «Песняров» Игорь Свечкин и экс-солист заслуженный артист БССР Леонид Борткевич зарегистрировали ООО «Песняры». Теперь эти «Песняры» разделились на два коллектива: под управлением Игоря Свечкина и Леонида Борткевича.
Организаторам концертов приходится нелегко – делать выбор из нескольких коллективов «Песняров». Критерием стали популярные персоны: «те, где Дайнеко и Мисевич» или «те, где Борткевич». В этом смысле и раньше, но особенно теперь, не везет Белорусскому государственному ансамблю «Песняры»: в этом коллективе уже нет ни одного музыканта, стоявшего на одной сцене с Владимиром Мулявиным. В свое время Владимир Мулявин брал в репертуар коллектива песни авторства нынешнего худрука «Песняров» Вячеслава Шарапова.
У госансамбля хорошая юридическая служба, которая целенаправленно ведет борьбу за исключительное право на бренд «Песняры».
«В нашем коллективе выступают Александр Виславский, Виктор Молчанов, Павел Заяц и я – всех нас в свое время пригласил в «Песняры» Владимир Георгиевич Мулявин, – говорит Владимир МАРУСИЧ, который сейчас выступает в составе «Песняров» под управлением Игоря Свечкина. – Мы приезжаем на гастроли, а нам показывают письмо, в котором руководство БГА просит запретить нам выступать, потому что мы клоны. Но те, кто нас приглашает, хотят видеть именно нас, а не мальчишек 90-х годов рождения, которые почему-то называют себя «легендарными «Песнярами».
Зарегистрированные в Подмосковье «Песняры» никогда не выступают в Беларуси. В России и Украине у них есть своя публика. Но после ряда судов, выигранных БГА «Песняры», положение у коллектива де-юре незавидное, а де-факто на гастроли их приглашают.
Художественный руководитель БГА «Песняры» Вячеслав Шарапов признался автору этих строк, что он «не собирается отслеживать каждый шаг коллег, но если их гастрольные пути пересекутся, то тогда в действие вступит закон». Если учесть, что госансамбль теперь активно гастролирует в России, то очень даже не исключено возникновение конфликтных ситуаций.
В апреле этого года руководство БГА «Песняры» не продлило трудовые контракты с четырьмя музыкантами: Леонидом Вереничем, Андреем Усановым, Валерием Скороженком и Сергеем Шкурдзе. Эти музыканты с еще тремя коллегами создали . И это событие послужило поводом для шуток. Посетители сайта, посвященного истории «Песняров», пишут, что еще не использованы названия многих хитов коллектива, а Шарапов говорит: «Спасибо, что не «Песняры» и желает удачи коллегам.
Министерство культуры Беларуси официально признает только два коллектива: БГА «Песняры» и «Белорусские песняры». А зрители признают все коллективы.
«International Сябры»: дальше рекламы дело не пошло
Ансамбль «Сябры» оказался самым устойчивым белорусским ВИА: если кто-то уходил из коллектива, то начинал сольную карьеру, либо, как Валерий Рязанов, создавал свою группу с оригинальным репертуаром.
Однако несколько лет назад возмутителем спокойствия стал «экс-сябр» Валентин Бадьяров. Музыкант с дипломом Белгосконсерватории несколько лет работал в «Песнярах», «Сябрах» и ряде других коллективов, создавал свои группы. Затем эмигрировал в Германию. Но, видимо, замучила ностальгия, и Валентин Бадьяров все чаще начал заявлять о себе на постсоветском пространстве: выступил на 40-летнем юбилее «Песняров», приехал на сольный концерт Валерия Скороженка. Валентин Бадьяров преподносит себя как отца-основателя белорусской эстрады, мол, в его группе в студенческие годы работали Василий Раинчик, Валерий Дайнеко и Александр Тиханович. И даже «одного из основателей легендарного ВИА «Песняры», хотя в ансамбле Валентин Бадьяров появился, когда «Песняры» уже имели всесоюзную популярность.
Затем Валентин Бадьяров собрал группу под названием «International Сябры», пригласил в нее Олега Иванова – композитора, экс-солиста ВИА «Добры молодцы», Виктора Кривоноса – экс-солиста ВИА «Поющие гитары», Леонида Борткевича – экс-солиста ВИА «Песняры», Виталия Червонного – экс-солиста ВИА «Сябры», Олега Молчана – композитора, музыкального руководителя (1990-е годы) ВИА «Песняры», Олега Жукова – поэта-песенника и исполнителя.
К слову, рекламируемую концертную программу коллектива Валентин Бадьяров назвал хитом на слова Олега Жукова «Люди встречаются».
«У Валентина Бадьярова была попытка собрать группу, но дальше рекламы дело не пошло, – рассказывает Олег ЖУКОВ. – Для проката группы нужен начальный капитал. Ну как вы себе представляете: Бадьяров приглашает выступить Сашу Тихановича с Ядей Поплавской, не предлагая им гарантированной оплаты. Не поедут народные артисты на гастроли за свой счет!
Думаю, Валентина Бадьярова погубили амбиции и то, что он этот проект задумал в противовес Анатолию Ярмоленко и даже «Песнярам», уж не знаю, каким именно. Начинать дело нужно с добрыми намерениями, тогда может что-то получиться.
Валентин Бадьяров, безусловно, талантливый музыкант, но, на мой взгляд, неудачливый менеджер. Плюс человеческие качества, что немаловажно для успешной работы. В свое время я его рекомендовал, и он работал в «Поющих гитарах», но вместо благодарности Валентин так говорил о наших общих песнях: тексты Жукова плохие, давайте на мою музыку напишем другие. Потом, правда, много лет спустя он извинился за это. Но, как говорится, осадок остался».
Позиции Анатолия Ярмоленко на белорусской и постсоветской эстраде настолько сильны, что развязывать войну с новой командой Валентина Бадьярова он не посчитал нужным, лапидарно сообщив на своем сайте, что «International Сябры» не имеют никакого отношения к заслуженному коллективу Республики Беларусь ансамблю «Сябры».
Народный артист России Павел Слободкин, руководитель ВИА «Веселые ребята», в мае нынешнего года обратился к Председателю Госпогранкомитета Беларуси с просьбой «оказать содействие в пресечении незаконной деятельности гражданина Республики Беларусь Бадьярова Валентина Николаевича, проживающего в настоящее время в Германии.
На протяжении длительного времени группой лиц во главе с Бадьяровым В.Н. при проведении концертных мероприятий незаконно используется товарный знак с названием одного из наиболее популярных музыкальных коллективов нашей страны – ансамбля «Веселые ребята», созданного мной в 1966 году».
Далее Павел Слободкин сообщает, что «кроме незаконного использования товарного знака «Веселые ребята», в данных концертах Бадьяровым В.Н. используются товарные знаки известных музыкальных коллективов: «Песняры», «Поющие гитары», «Добры молодцы» и «Сябры». А поэтому музыкант просит главу Погранкомитета «рассмотреть вопрос о возможности ограничения въезда г-на Бадьярова В.Н. на территории Республики Беларусь и Российской Федерации с целью пресечения незаконной концертной деятельности».
Между тем, Валентин Бадьяров открестился от «Сябров», назвав свой проект «International группа Бадьярова». В сети есть информация о том, что эта группа собиралась дать концерты в Минске и областных центрах нашей страны, однако сведений о том, что эти концерты состоялись, – нет. Как и нет рецензий: ни хороших, ни плохих.
«Верасы»: курс на омоложение
В СССР «Верасы» были достаточно популярным ансамблем. Коллектив часто выезжал на гастроли за границу. Экс-солистка ансамбля заслуженная артистка Беларуси Надежда Микулич рассказывала, что «Верасы» давали по 3-4 концерта в день. Впрочем, такая же «норма» была у всех популярных советских артистов. Причем фонограммы тогда никто не знал и не использовал в концертах.
Визитными карточками «Верасов» публика считала Александра Тихоновича и Надежду Микулич.
По разным жизненным причинам из ансамбля сперва ушла Надежда Микулич, затем – Ядвига Поплавская и Александр Тиханович.
В разное время солистками «Верасов» были Юлия Скороход, Лика Ялинская, Ирина Дорофеева.
Теперь «Верасы» превратились скорее в вокальный квартет. По оценке Надежды Микулич, ребята талантливые, способные петь без голосовой фонограммы.
Гастролирующих по СНГ Ядвигу Поплавскую и Александра Тихановича публика по-прежнему воспринимает как «Верасов».
Все участники первых составов «Верасов» и Василий Раинчик, под руководством которого этот коллективов и получил всесоюзную известность, прекрасно между собой общаются, участвуют в концертах друг друга.
Почему так популярна музыка 80-х?
Олег Жуков известен широкой публике как автор текстов шлягеров Юрия Антонова, Измаила Капланова и других композиторов. А между тем, свою карьеру он начинал в 60-е годы минувшего столетия как музыкант и исполнитель ВИА «Тоника». Поэтому логично поинтересоваться у Олега Жукова феноменом популярности советских вокально-инструментальных ансамблей.
«Эти ВИА создавались на волне популярности «Битлз». Ливерпульские музыканты перевернули мировое представление о музыке. Советские артисты с одной стороны подражали им, с другой – у нас было огромное желание писать и исполнять собственные песни.
Я считаю, что битловская музыкальная культура прекрасно совместилась с нашими славянскими традициями песнопения. У ВИА 70-х годов получились красивые мелодичные душевные песни. Публике приятно их было слушать и петь самим.
Сейчас, бывая на концертах в качестве зрителя или исполнителя, я вижу, как среднее поколение реагирует на песни 60-80 годов с большим восторгом, сразу подпевают. Молодежь эти песни открывает для себя как новые, но не отвергает, принимает как свои.
В 80-е годы популярными стали диско, хард-рок, техно-музыка и даже панк. Но уже через десять лет большая часть публики взгрустнула по старым душевным песням. И сейчас концерты с репертуаром советских групп абсолютно посещаемы, потому что заложенная в генах песенная культура находит отклик в душах людей.
Я не хочу сказать, что нынешняя музыка плоха, у нее другие корни, она иная».
Незадолго до трагической смерти народный артист Беларуси Яков Науменко занялся пропагандой белорусской песни в социальных сетях. Многих мы не слышали лет двадцать. Но буквально по первым аккордам мгновенно вспоминали мелодию и слова. В этом, наверное, и есть феномен «старых» песен – западающие в душу мелодии и тексты. Вспомнить же слова многих нынешних песен, даже часто звучащих по радиостанциям, проблематично, а что касается музыки, то в ней есть ритм, но не мелодичность. В советские времена артисты имели популярность, благодаря своему творчеству, теперь – известность, благодаря раскрученности в СМИ. Песни, написанные Владимиром Мулявиным, и через сорок лет звучат актуально, молодые артисты берут их в свой репертуар. Какое будущее ожидает «форматную» музыку, заточенную на коммерческий успех, узнаем двадцать лет спустя.