Главная / Статьи / Культура / «Крама» — болезнь длиной в 25 лет

«Крама» — болезнь длиной в 25 лет

Еще в самом начале пути этому коллективу был поставлен (от начала) до конца точный диагноз, который позже утвердился в названии одной изо песен: «Хворы на рок-н-рол».

Возникнув в основе группы «Рокіс», участники «Крамы» безвыгодный только сразу твёрдо и уверенно определились со стилем музыки фокстрот-рок, но и недолго раздумывали по-над названием. Потому как сама житьё-бытьё занималась продвижением команды: бесплатная публикация названия и сейчас встречается чуть ли невыгодный на каждом шагу.

Думаю, зачем определяющим для «Крамы» стал 1994 годик. Громкая победа в конкурсе фестиваля «Колено» в Москве повлекла за с лица и победу на первой в Беларуси церемонии «Кисмет-коронации». Не все знают, что же дебютный альбом «Крама» записывала с Александром Попроцким тайком в студии «Песняров», а кипсек «Vodka on Ice» стал первой программой белорусского рока, тиражированной в Англии. В 2002 году с моей подачи «Крама» приехала в общепольский городок Рава-Мазовецкая для участия в гостевой программе фестиваля «Noc bluesowa». Водан из моих коллег по жюри задержался у сцены. Послушав наших музыкантов, некто сказал: «Не очень понимаю белорусский язычишко. Но звучит всё весьма досконально!» Можно припомнить ещё ешь — не хочу интересных и необычных эпизодов, связанных с этой группой: повально-таки за 25 лет содеялось очень много разного. Не испокон (веку, замечу, приятного. Но «Крама» жива, её песни знают, потому как что многие из них, я убежден, уже вписались в историю отечественной популярной музыки.

Отметив сие, я тут же задался вопросом: а какие с них я отобрал бы в десятку лучших, разве что бы мне вдруг довелось сколачивать такой вот «the best»? Все же, слово «лучшие» после этого как-то неуместное. Скорее, сие будут песни любимые, ставшие таковыми за разным причинам, что и постараюсь вверх объяснить.

Итак, начинаю.

«Стэфка». Имаё, изначально ставшая визитной карточной «Крамы». Сюжетная, весёлая, только с ощутимой грустинкой. Как я понимаю, самочки она — уникальный во всей вселенский рок-музыке случай, когда крыжачок получила продолжение, поскольку через бессчётно лет на музыку легла новая эпопея, связанная с той же героиней.

«Гомельскі вальсик». Одна из пронзительных первых песен, темой которой стала столкновение в Чернобыле. Логически верным шагом было обращение для совместной её записи Анатолия Ярмоленко. Егорий Хрусталёв снял клип, который хоть попал однажды в эфир, но… Невыгодный знаю, кто и почему признал эту песню крамольной и распорядился обволочить для неё экраны телевизоров. Может, со временем имя «цензора» горазд известно.

«Бяжы, хлопец». Отрешенный хит! Когда он звучит получай концертах, весь зал подпевает «Краме». В самом деле продуманная форма, заводной припев создают знак энергичного молодого человека, который осознаёт план в жизни. И когда музыканты «Крамы» наладили пособничество с известным московским музыкантов Николаем Арутюновым, вот то-то и оно по его желанию песня была им выучена и исполнена нате белорусском языке, от чего Никуся, как я убедился, просто кайфовал.

«Што дапаможа нам». Руна из разряда принципиальных деклараций. Насквозь возможно, что утверждение, будто панацеей изумительный всех делах может быть только лишь рок-н-ролл, звучит слегка наигранно, наивно. Но будем помнить, зачем музыка эта прежде всего адресована молодым, а отчего понятна им и принимается как должное. Опять-таки, кто будет против утверждения, а рок-н-ролл явно продолжает юность?

«Chicago Nights». Основательно, умно, эмоционально сделанная песня! Дай Зиждитель каждому коллективу иметь в своём репертуаре таковский настоящий, заводной шлягер, готовый встряхнуть любую аудиторию возле любых обстоятельствах! Блюз-рок в самом правдивом своём облике.

«Камэндант». Хроника ведь не о каком-то конкретном человеке. Руна-обобщение, эдакий социологический срез. Бери самом деле «камэндантам» может существовать и нахамившая тебе продавщица в «краме» J, и высшей марки вроде бы на охране правопорядка служивый, ради которого закон — пустой (тре)звон, и тот, кто запрещает клипы ради показа. Все они живут чудовищно для себя и начинают возмущаться всего на все(го) тогда, когда натыкаются на себя подобного.

«Гэй там, налівай!» Ни про кого не секрет, что специфические на дорожку сопровождают рок-н-ролл с самых первых его тактов. Только и обвинять «Краму» в излишнем пристрастии к горячительному маловыгодный стоит. Впрочем, если прикинуть цифра баррелей, употреблённых участниками группы ради четверть века, можно только приревновать их здоровью. А сама песня изо тех, что чуть ли никак не обязательны на каждом концерте группы.

«Выпі са мной йес дна». Вроде бы, сие как продолжение темы. Но нус песни не сводится к рядовому возлиянию изо горлышка. Это ещё одно стилизация, обращение к традициям земли и предков. Суммарно, во многих песнях «Крамы» присутствуют когда-когда несколько смысловых уровней. Видимо, как раз за счёт этого они и живучие, т. е. тот «Стары сабака» (заглавие одной из песен группы).

«Падае дождж». Прекрасная лирическая кантата. Исповедь и философское размышление видевшего многое героя о сущности жизни. Вдобавок одна из чуть ли безграмотный обязательных песен в концертных программах.

«Хворы для рок-н-рол». Песня-слоган. Как и всякий удачный лозунг, симпатия проста и доходчива. Как и всякий увенчавшийся успехом лозунг, она понятна сразу и бесцельно же сразу запоминается, весьма весомо при этом излагая творческое мировоззрение коллектива.

Такая вот десятка у меня сложилась. Близ этом прекрасно понимаю, что в ней могли водиться и некоторые иные песни. И могла красоваться ещё одна не менее солидная десяток. И у каждого небезразличного к творчеству «Крамы» может составиться свой список. Потому как лопать из чего выбирать!

25 лет в жизни творческого коллектива — урочный час очень солидный. Ещё больший авторитет он имеет, когда его участники объединены общими идеей и целью, а безграмотный штатным расписанием и должностными окладами. В этом смысле формулярный) список «Крамы» может водиться прекрасным учебным пособием для тех молодых музыкантов, (абсолютная из которых пойти дальше дебютного альбома далеко не находят ни сил, ни желания…

И в конце неймется припомнить по возможности всех тех людей, которые имели прямое аспект к «Краме» на протяжении всех 25 парение.

Игорь Ворошкевич — гитара, колебание, вокал, Сергей Труханович, Илья Шевчик, Урождённый Аркадий Юшин, Александр Соловьёв, Александр Газизов — гитары, Русланка Правда, Юрий Федюк, Александр Ванкевич — басище-гитара, Андрей Леончик, Владимир Гавриленко — клавишные, Серёня Кныш, Анатолий Горбач, Андрей Филатов, Игорюша Москаленко, Андрей Терехович — барабаны, Лександр Попроцкий, Андрей «Клаус» Белизяк — звукорежиссёры, Змицер Лукашук, Анастасия Гулак — тексты. Очень может, что никого не забыл. Умереть и не встать время записей альбомов «Краме» помогали Гуля Сацевич, Александр Сапега, Виктор Молчанов, Леся Веренич, Игорь Лютый и другие музыканты.

Отметим девяностолетие «Крамы» вместе!

В новостях упоминалось:

  • Маком
  • Реклама

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*