Читать настроение города в его вывесках и разглядывать отражение быта его жителей в витринах – занятие невероятно увлекательное. Подобное созерцание может многое рассказать: каков менталитет, привычки, вкусы горожан, где они предпочитают отдыхать, покупать продукты и одеваться.
Например, я недавно пришла к любопытному выводу: самая разветвленная и динамично развивающаяся сеть бутиков Минска – это магазины секонд-хенд. Вывески с надписями «Одежда эконом-класса», «Сток-маркет», «Одежда для всей семьи из Европы» и даже «Одежда ведущих брендов по низким ценам» встречаются нынче повсеместно, при этом их частота заметно возрастает по направлению от центра к периферии.
Сам по себе факт того, что бывшие в употреблении вещи могут пользоваться спросом, удивления не вызывает. Селебрити от шоу-бизнеса не скрывают своего пристрастия к находкам с блошиных рынков, известные фэшн-блоггеры на собственном примере показывают, как интересно можно обыграть трехгрошовые вещи с барахолок.
Вот, к примеру, шведская школьница (не исключено, что уже студентка – за время пути девочка могла подрасти) по имени Эбба Зингмарк – просмотр ее фотографий, на которых в поле «бренд» указано 2hand, так и вдохновляет отправиться на поиски сокровищ в ближайший магазин с вывеской «Подешевле». Потому что смотришь, и с первого взгляда становится ясно: бренды и степень износа – это не главное, важно умение обыграть, стилизовать и достойно преподнести свой образ.
А со второго – и вовсе приходит прозрение: еще важнее надеть это все на девочку модельной внешности, сделать ей укладку, макияж и отснять профессиональный фотосет.
Если выделить основные причины популярности одежды секонд-хенд, то получится по меньшей мере три.
В наш век фаст-фэшн все больше людей во всем мире проповедует культ винтажа в противовес культу потребления. Одни таким образом привлекают внимание к проблемам экологии и загрязнения окружающей среды масштабными производствами, другие страхуются от вероятности встретить в городе пять одинаковых платьев и десять свитеров – таких же, но с перламутровыми пуговичками.
Одеваться подчеркнуто дорого нынче моветон, потому нужно одеваться либо очень дорого – чтобы никто не догадался, либо разбавлять одежду и аксессуары класса luxury масс-маркетом, как это делают Кэти Миддлтони Мишель Обама
А еще лучше подмешать в коктейль к своему образу пикантный ингредиент 2hand и непременно афишировать этот факт. И к народу ближе, и в твоем вкусе уже никто не усомнится.
К сожалению, первые две причины не имеют никакого отношения к буму популярности секонд-хендов в нашей стране. У нас есть свои причины: бедность и отсутствие альтернативы. Вы видели цены в этих магазинах подешевле? Одежда, которые сердобольные граждане Евросоюза сносят в контейнеры в надежде, что ее раздадут убогим и страждущим, после обработки на фабриках стран Балтии становится источником дохода – в Интернете сплошь и рядом предлагают закупку оптом от 5 евро за килограмм. И уже в магазинах стоимость всех этих джинсов, толстовок и платьев становится вполне сравнимой с ценами новых вещей какого-нибудь H&M.
Пока остальные магазины пустуют, разоряются и закрываются, секонд-хенды представляют собой вполне оживленные места, к которым не зарастает народная тропа, где торговля идет бойко, а в дни распродаж и завозов и вовсе случаются стихийные массовые митинги.
Майки за 70 тыс., джинсы за 200 тыс., куртки за 300 тыс. рублей – вы и правда считаете, что это так дешево?