Они умеют невероятное: рисовать картины огнем, раскрашивать ночь пылающими линиями, превращаться в ловких волшебников. О секретах файер-шоу корреспондент «Обозревателя» поговорила с основателем Школы огневых искусств в Минске Алексеем БУРНОСЕНКО.
– Когда вы заинтересовались огненными шоу?
– В 2003 году. Тогда я активно занимался экспериментальной археологией и реконструкцией маргинальных слоев средневекового общества, и на одном из фестивалей в Выборге впервые увидел огневое шоу. Выглядело это ярко и свежо. Через питерских коллег нашел себе учителя, артиста из Москвы, который сейчас работает в знаменитейшем московском театре. В Беларуси, видимо, я был первым артистом огневого жанра.
– Легко ли научиться работать с огнем?
– Обязательный этап обучения – подготовка, изучение теории. В моей школе ребята первоначально учатся делать необходимый инструмент, а потом слушают лекции о том, как правильно его использовать. И только когда ученики четко знают, что надо делать, мы начинаем работать с огнем, то есть только через месяц подготовки. Три-четыре года назад, когда я набирал первых учеников, ребята тренировались два-три месяца, прежде чем впервые взяться за огонь. А сейчас с каждым годом программа обучения уплотняется, поэтому время на тренировку без огня сокращается.
– Какие существуют инструменты для файер-шоу? Они опасны?
– Бестселлер среди инструментов – это пои – фитили на цепях длиной приблизительно полметра. Довольно распространены стаффы – шесты с фитилями на двух концах; веера из горящих спиц. Уникальный инструмент – струну с изменяющейся длиной – разработал наш коллега из Венгрии Гора Кришан. К самым опасным можно отнести крупные инструменты – например, горящие кубы и сферы, кометы… Угрожающе выглядит находка украинских файерщиков – огнемет, из которого идет 10-15-метровая струя огня над головами зрителей. Опасен также файер-бризинг – выдыхание огня. Множество моих коллег сознательно отказалось от этого трюка. Но в любом случае в руках неопытного человека может быть опасен даже самый простой инструмент.
– Ожоги – самые распространенные травмы файерщика?
– Термический ожог – наша профессиональная травма. А конкретно наш театр знаменит тем, что мы в своих постановках комбинируем огонь и акробатику, поэтому часто возникают различные растяжения и ушибы. Существует огромное количество рекомендаций по технике безопасности. Если их соблюдать, то работа с огнем будет совершенно безвредной. Но порой в выступлениях мы сознательно нарушаем эти правила, чтобы добавить эффектности в постановку. К примеру, ученики студий при театре знают: если идешь работать с огнем, завяжи волосы в плотную гульку, смочи их и спрячь под бандану. Мои же артисты, выходя на сцену, распускают волосы – для зрелищности. Профессионализм позволяет нам идти на риск.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем театре.
– Полное название – Средневековой театр «Плутовской театр ДиГриза». Состав труппы порой меняется: кто-то уходит, приходят более профессиональные артисты. Не все способны выдержать наш образ жизни. Ведь мы, гастролируя, можем по четыре-пять недель жить в автобусе. Это тяжело – долгое время находиться рядышком, в полуметре друг от друга. Сейчас в труппе работает с десяток человек: как молодые ребята, так и старожилы. Наш театр знаменит тем, что мы сочетаем огонь и гимнастику. За летний период мы приняли участие в 12 европейских фестивалях. Иногда выступаем на частных праздниках. Подобная практика позволяет артистам подзаработать. Обычно 15-минутное выступление четырех человек в Минске стоит около 100 долларов, а порой даже 40 долларов, то есть по 10 долларов на человека. Но это вариант «для бедных», низкий уровень. Известные коллективы требуют порядка 400-500 долларов за шоу.
Я очень люблю выступления при признании в любви. Представьте: прогуливающаяся пара якобы случайно набредает на уличную тренировку с огнем. И вдруг файерщики зажигают горящую надпись: «Вася + Маша = любовь». У Маши – глаза на лбу. А Вася времени даром не теряет – становится на колени, протягивает кольцо и делает предложение. Честно признаюсь, нашим клиентам еще ни одна девушка не отказала!