Прочитав книгу «Сумасшедший экипаж», я поняла, что обязательно должна встретиться с ее автором. Несмотря на то что книга посвящена службе моряков-подводников, написана она доступно и с таким чувством юмора, что читаешь ее взахлеб и хохочешь от души.
За строками повести и рассказов сразу угадывался блестящий рассказчик и большой жизнелюб. И личное знакомство подтвердило это. Капитан первого ранга в отставке Василий РУДОЙ – человек редких энергии и оптимизма. Помимо творчества, Василий Иосифович развивает агротуризм (в Верхнедвинске, где он живет, у него две агроусадьбы – «Фортуна» и «Вера»), руководит недавно открывшимся Освейским военно-любительским объединением «Клуб юных моряков «Гардемарины», участвует в международных форумах подводников.
Служба для особенных людей
Василий Рудой решил стать подводником в шестом классе. Начитавшись книг Жюля Верна, он воображал себя отважным капитаном Немо на борту «Наутилуса». После окончания Освейской школы Верхнедвинского района юноша с первой попытки поступил в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде.
Всего Василий Иосифович прослужил в Военно-морском флоте 28 лет (17 из них – на атомных подводных лодках): на Камчатке, в Приморье, на Кольском полуострове. И, несмотря на все тяготы службы, никогда не пожалел о выбранной профессии, считая, что именно она подарила ему богатую на впечатления биографию и настоящих друзей.
– Подводники – люди особенные, – уверен Василий Иосифович. – Командир подводной лодки имеет право выступать как представитель дипломатического корпуса страны, принимать решение о начале военных действий обычными видами оружия против другого государства. Поэтому отличительное качество этой категории людей – умение принять решение и взять ответственность на себя. Причем часто решения должны быть нестандартными. Нештатных ситуаций хватало. И в них меня выручала интуиция. Интуиция – залог везения. А везучесть американские специалисты оценивают как одно из необходимых качеств человека для успешной службы на подводной лодке. Подводная лодка – это единое звено, где все зависят друг от друга. В действующей армии нигде нет такого, чтобы рядовой с офицером вместе чистили картошку. А у нас подобное случалось.
– И все-таки гражданскому человеку сложно понять, в чем романтика подводной службы. Месяцами находиться в замкнутом пространстве с одними и теми же людьми – это же тюрьме подобно.
– Вопросы совместимости людей очень серьезные. Американских коллег после трех месяцев под водой сразу отправляют куда-нибудь на Канары хорошенько отдохнуть. У нас, конечно, было не так. Вместо психологов нами занимались представители особого отдела КГБ и замполиты. Экипаж формировался за 45 дней до выхода подводной лодки в море, чтобы у людей было время притереться друг к другу. За эти полтора месяца мы проходили такое количество проверок, что команда «Отдать швартовы!» звучала как музыка. А романтика – как раз в экстремальности условий. Молодые, сильные, здоровые мужчины любят испытания, и на подводных лодках оказывались те, кто хотел проверить себя. Суровая служба дарит крепкую мужскую дружбу. Кроме того, находясь подолгу под водой, и на суше начинаешь ко всему относиться иначе, ценить все окружающее. Ступаешь на землю – и каждым листочком, каждой травинкой любуешься так, будто только родился.
Без юмора на подводной лодке не выживешь
– При прочтении вашей книги складывается впечатление, что подводники проходят еще тест и на чувство юмора.
– Военно-морской флот всегда держался на оптимизме и юморе. Может, несколько грубоватом, прямом, но очень заразительном. Без способности видеть смешное в мелочах, умения шуткой разрядить возникшую напряженность между людьми на подводной лодке долго не протянешь. К праздникам (а я, например, только Новый год четыре раза встречал под водой) мы с товарищами сочиняли дружеские шаржи, выпускали стенгазеты.
И вообще по жизни даже в самые тяжелые и мрачные минуты я стремился отыскать что-то смешное. Если все плохо – посмотри на себя. Может, это с тобой, а не с миром, что-то не так.
– И все-таки что побудило вас писать книги?
– Когда я уходил со службы, то пообещал товарищам, что напишу о них не менее двух книг. На сегодня обещание я уже выполнил. Готовлю третью. Прежде всего я хотел рассказать о нелегкой службе подводников. Нет ни одной базы подводных лодок, расположенной в цивилизованном месте. Это или Крайний Север, или Дальний Восток, а значит, до хорошего быта там далеко, условия жизни самые никудышные. Особенно страдают семьи. А еще я пишу свои книги для молодого поколения. В Беларуси и сегодня есть мальчишки, мечтающие стать моряками. Им надо помочь, поддержать их мечту. Я видел, как хорошо служили на флоте наши соотечественники, как их уважали за упорство в достижении цели, спокойствие, дружелюбие, неприхотливость. 30 процентов плавсостава Советского Союза были белорусы. 72 адмирала Военно-морского флота Советского Союза – наши земляки. Эти традиции должны продолжаться. Я очень надеюсь, что будет создан единый Военно-морской флот Союзного государства. Может, на нем будет служить кто-то из нынешних членов нашего клуба юных моряков «Гардемарины». Кстати, друзья-подводники со всей Беларуси и из сопредельных государств помогают мне и литературой, и наглядной агитацией, и оборудованием для клуба.
Как из высокопоставленного американца сделали «другого человека»
Перестройка, развал Советского Союза застали Василия Рудого с семьей в Латвии, в Лиепае. Вмиг советские военнослужащие стали там «оккупантами». Василий Иосифович с женой и сыном вернулся на родину в Витебскую область. Тогда, пожалуй, был самый сложный период в его жизни. Как председатель Фонда социальной защиты военнослужащих Верхнедвинского района он старался помочь тем, кто честно служил Родине. В Верхнедвинске для семей военнослужащих построили пять коттеджей, 72 человека были трудоустроены.
В последние несколько лет Василий Иосифович с женой Людмилой Александровной занялись развитием агротуризма. И теперь к ним в агроусадьбы «Фортуна» и «Вера» приезжают отдохнуть не только из Беларуси, но и из России, из-за рубежа.
Кого только не принимали у себя супруги Рудые в доме и агроусадьбах.
Гостил у них в «Фортуне» один шейх из Кувейта. Высокий гость, узнав, что хозяин агроусадьбы в прошлом командир подводной лодки, проникся к Василию Иосифовичу исключительным уважением, заметив, что «такая должность выше, чем статус шейха».
В другой раз местные власти попросили Василия Иосифовича принять племянника одного из бывших президентов США, на тот момент главу представительства США по оказанию гуманитарной помощи Украине, Беларуси, Молдове. Он в свое время служил в ВМС США и хотел увидеть «среднестатистическую белорусскую семью», сходить в баню, отведать национальных блюд. Программу свою Брайн выполнил. Более того, насмотревшись, как Василий Иосифович с сыном Артёмом после бани ныряют в прорубь (а на улице в те дни было 17 градусов мороза), наслушавшись о том, сколько представителей разных стран «отмечались в их проруби» и что среди них пока не было ни одного американца, гость отважился-таки и решил постоять за честь нации.
После того как Брайн выскочил на берег из проруби, его первыми словами были: «Я – первый!» Уезжая, он признался Василию Иосифовичу: «Ты сделал меня другим человеком, я сумел победить себя. Теперь я осуществлю в жизни в сто раз больше, чем намеревался раньше. И расскажу американскому народу, какие замечательные люди – белорусы».
– Агротуризм – не очень прибыльное дело, – считает Василий Иосифович. – Но он очень много дает в смысле человеческого общения и отношений. Можно, не выходя из дома, встретиться с интересными людьми, многое узнать.
– Вообще, в жизни мужчины обязательно должна быть какая-то мечта, идея-фикс, фантазия-игрушка, – убежден Василий Рудой. – И умные жены это понимают, подыгрывают мужьям, поощряют их.
Супруга Людмила Александровна – главный районный педиатр, «неустанный борец за здоровый образ жизни», как она сама себя представляет, – всячески поддерживает все мечты и начинания Василия Иосифовича и, будучи россиянкой, твердо стоит на той позиции, что «родина жены там, где ее муж».
Справка «Обозревателя»
Василий Рудой. С отличием окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде, а также Военно-морскую академию и факультет военных переводчиков Всесоюзного заочного института иностранных языков. Капитан первого ранга в отставке. Автор книг «Сумасшедший экипаж», «Последний комиссар». В соавторстве написал туристический буклет «Край Освейских озер».
Ольга ПОКЛОНСКАЯ