Сопоставлять экономики России и Казахстана нельзя.
Казахстанская общественно-политическая газета «Литер» опубликовала интервью с сенатором парламента Республики Казахстан Гани Касымовым. Многие оценки казахстанского сенатора актуальны и для нашей страны.
Последствия вступления России в ВТО для Казахстана: «Я знаю, о чем сегодня говорят люди: почему в России снизили пошлины на импорт, хотя должны были удержать. Но это требование ВТО. А у нас получились те тарифы, которые отстаивал российский автопром, нам надо было их снижать. Существует и иная группа вопросов по энергоносителям и т.п. – везде цены поднимаются, поскольку за основу берутся российские тарифы. Наши комиссии и специалисты, приезжающие на переговоры в Москву, часто ставятся в ложное положение. Их уверяют в том, что с ними все вопросы демократично обсуждаются. В то время как подготовленные к подписанию документы отвечают интересам России. И наши вынуждены либо отказываться от них, либо везти их в Казахстан, ратифицировать невыгодные нам соглашения в Мажилисе и Сенате».
Взаимодействие партнеров по ЕЭП: «Нам надо всегда помнить две вещи, которые завещали нам наши предки: малое всегда незаметно растворяется в большем. Сопоставлять экономики России и Казахстана нельзя. У нас в правительстве много мечтателей, они говорят о равных условиях. О чем может идти речь, когда у российской экономики потенциал в 10–15 раз выше нашей? Они на нас смотрят как на одну из провинций. Наши предки говорили, что «все наше богатство сохраняется в нас самих». И если мы попытаемся к кому-то влезть, то надо помнить что малое растворится в большем. Излишне при этом говорить о великой соседней стране с востока».
Перспективы развития казахстанской промышленности: «По большому счету, казахстанского производителя нет, так как речь идет об отверточном производстве. Если будет двигатель наш, кузов будет сделан из нашего металла и на наших предприятиях, то в таком случае можно говорить об отечественном автомобиле. А утверждать, что мы выпускаем вертолеты в Караганде или автомобили в Кустанае, это неверно, – в производстве присутствует лишь незначительное казахстанское содержание. А базовики, иностранцы из той же Южной Кореи, получают деньги. Все их, просто по сниженным ценам, по преференциям, по договоренностям. А мы создаем места рабочим, с тем, чтобы казахстанцы приобщались к большой индустриальной политике. Все-таки сборка механизмов и точной техники – это другой уровень, нежели стоять и точить металл напильником. Но все это движется постепенно».
Отношение к лозунгу «Покупай отечественное»: «Я куплю отечественную машину, когда будет соответствующее качество. Я и костюм хочу свой носить. Где, например, Темиртауская чулочно-носочная фабрика? Где Абайская швейная фабрика? Где семипалатинские дубленки? Покажите мне их, я буду их покупать. У нас целая отрасль промышленности не действует. И что касается машин, нам нужны хорошие, надежные автомобили, готовые работать в условиях нашей страны при экстремальных перепадах температуры от минус 40 до плюс 40 градусов и при бездорожье. При таких дорогах и таких расстояниях у нас должны быть супермашины. И если опять соседи начнут привозить свои «Лады», «Калины», нам это не подойдет, мы уже совсем другие люди. Вплоть до аулов все знают, какие машины хорошие».
Справка «Обозревателя»
Гани Есенгельдинович Касымов, политический государственный деятель Республики Казахстан, депутат Сената Парламента Республики Казахстан, председатель Партии патриотов Казахстана. Окончил Московский государственный институт международных отношений по специальности «Специалист по международным отношениям». Генеральный секретарь МИД Казахской ССР, советник президента Казахской ССР, торгово-экономический представитель Республики Казахстан во Франции. С 1996 по 2002 гг. – председатель Государственного таможенного комитета республики. В 1999 и 2011 гг. баллотировался на пост президента Республики Казахстан. В последнюю кампанию, по данным ЦИК, занял второе место.