Главная / Статьи / Новости / Беларусь идет в Интернет

Беларусь идет в Интернет

Свое мнение о белорусском медиа-рынке и состоянии СМИ в России для «Обозревателя» высказывает главный редактор «РБК daily» Пётр КИРЬЯН.

Пять общенациональных газет собираются объединить под крышей одного издательского дома.

Консолидация коснется самых крупных представителей государственной прессы. По словам министра информации Олега Пролесковского, холдинг, который объединит общественно-политические «Советскую Белоруссию», «Народную газету», «Рэспублiку», «Белорусскую ниву» и «Знамя юности», появится в 2013 году. А второй издательский дом (культурной тематики) – «Звязда», «Лiтаратура i мастацтва», «Полымя», «Маладосць», «Нёман», «Вожык» – уже практически создан. «У нас сегодня довольно много главных газет. В то же время Беларусь – страна небольшая, и у нас не так много новостей и событий, поэтому республиканские газеты во многом дублируют друг друга, пишут об одном и том же. При создании единого издательского дома появится возможность маневра редакционной политики. И самое главное: в стране появится единый государственный печатный орган – серьезный, большой, авторитетный», – цитирует Олега Пролесковского БелТа.

Ну а что происходит в тех самых редакциях, которым предстоит стать частью единого издательского дома?

– Никто ничего не знает. Ходят разговоры о грядущих переменах, сокращениях, но это на уровне слухов… Говорят, сейчас непростое время, но в итоге все будет как и прежде. Хотя совсем недавно несколько журналистов внезапно уволились. Может быть, это связано именно с тем, что будет создаваться холдинг», – рассказали наши коллеги из газеты «Рэспублiка». В «Белорусской ниве» больше испуганы не журналисты, а техническая братия: «В кулуарах ходят слухи, что будет создан некий институт по переквалификации для сотрудников верстки, набора, других технических работников, которых, говорят, стало слишком много». Но ни о каких увольнениях журналистов в издании речи не идет. «Многие сотрудники сейчас в отпусках, и они рассчитывают, что, когда вернутся в редакцию, все вопросы с реорганизацией уже будут улажены». Работники «Советской Белоруссии» спокойны: раз министр обещал, что сокращений не будет, значит, так тому и быть. «Новостей о будущем холдинге ждем ближе к ноябрю. А сейчас занимаемся своей обычной работой, кроме того, совершенствуем сайт, продвигаем издание в социальных сетях», – говорят журналисты. Главный редактор газеты «Літаратура і мастацтва» Татьяна Сивец уверяет, что «со вступлением в издательский дом «Звязда» никаких изменений не произошло. Все, как и прежде, идет рабочим порядком».

Создание нового холдинга корреспонденту «Обозревателя» прокомментировал главный редактор ежедневной деловой газеты «РБК daily» Пётр Кирьян:

– В России участие государства на медийном рынке выглядит иначе, чем в Беларуси. Если взять телевидение, то за счет распространения сигнала, за счет того, что это очень дорогая вещь, которая сопряжена с большими сложностями в плане инфраструктуры, здесь государство очень сильно доминирует. У информационных агентств простое разделение. Во всем, что касается деловой информации, коммерческих новостей – историческое лидерство у «Интерфакса», хотя и официальное РИА-Новости идет с ним на равных. Наличие или отсутствие государственного финансирования никак не влияет на качество продукта. Более того, если брать Москву, то даже западные агентства типа Блумберга и Рейтер идут в фарватере, пожалуй, того же «Интерфакса». Единственный плюс РИА-Новости в том, что государственные служащие предпочитают давать самую горячую, свежую информацию в первую очередь этому СМИ. Вообще, РИА Новости – это очень крупное диверсифицированное информационное агентство, большая современная структура. И, по идее, она должна была бы все задушить. Но это не так. Потому что есть спрос со стороны бизнеса, частных пользователей на другую информацию, иное мнение.

Что касается газет, то у нас на федеральном уровне нет проблем с тем, что существуют государственные издания и частные. А вот местная пресса очень сильно зависит от финансирования из регионального бюджета. И поэтому, естественно, страдает необходимостью защищать интересы руководства области. Соответственно, содержание публикаций отражает всю полноту событий, которые происходят в регионе, а угол их освещения больше ориентирован на одобрение происходящего, чем на критику или анализ негативных сторон жизни.

Самая главная проблема для российской прессы – это затраты на дистрибуцию. Мы же платим за право продавать газеты частным лицам! Издательские дома не зарабатывают на тиражах большинства серьезных изданий, они получают прибыль от публикации массовых, развлекательных СМИ, всяческих спецпроектов (коллекций, серий наборов, сборников стихов, детских изданий и т.д.). Конечно, если исторически бренд сильный, то никаких проблем с продажей этого издания в московском регионе не будет. Например, «Комсомольскую правду» люди помнят с советских времен, и она в каких-то разумных пределах может позволить себе критику и оппонирование, потому что это очень большое издание, особенно пятничный выпуск, который выходит миллионными тиражами. И он себя коммерчески поддерживает, у него нет такой проблемы, что читатели могут отвернуться. Даже если сверху скажут «не покупайте», то подписчики из-за этого не перейдут на «Российскую газету». Такой вопрос и не стоит вовсе.

Ваша проблема связана не с консолидацией, а с тем, что в Беларуси очень маленький рынок с точки зрения частных СМИ. Можно закрывать газеты или не закрывать, но если издательский дом достаточно большой и прибыльный, то он может позволить себе оппонировать, и государство с ним будет скорее договариваться, чем устраивать жесткие выяснения отношений.

Сейчас, насколько я понимаю, Беларусь идет в Интернет. И это идеальный вариант для региона в 10-15 млн. человек. Однако у вас наблюдается некоторая оголтелость в Сети, слишком много разных текстов. Но со временем крен будет в сторону качества. Люди устанут от баталий, избранных, неизбранных, парламентариев, президентов. Они начнут больше интересоваться вещами вокруг себя. Придет запрос на качественную информацию, и здесь нет проблемы – государственная она или негосударственная.
У нас в России Интернет и официальная пресса диаметрально противоположны, но не потому, что их редактируют разные люди, а потому что государственная пресса несет определенную нагрузку: она должна публиковать законы, рассказывать о важных реформах, разъяснять позицию власти. В Интернете это совершенно необязательно – есть набор массовых тем, которые развлекают, но есть и набор политических, других событий, которые интересуют людей. Соответственно, издания сами выбирают то, что им подходит.

Беларусь с точки зрения одинаковой ментальности и общего языка для России, конечно, интересна как медиарынок. Но давайте посмотрим на это с позиции директора холдинга. Вот он сидит и думает: «Что я получу и что для этого нужно вложить?» Начинает оценивать и понимает, что какие-то развлекательные вещи можно продвигать. А, например, общественную или политическую газету в Минске глупо делать из Москвы, ведь это довольно сложный процесс. У вас есть свои администрирование, регулирование, своя позиция властей, которые тоже не будут смотреть на происходящее сквозь пальцы. Поэтому, на мой взгляд, российские издатели десять раз подумают, прежде чем затевать что-то такое в Беларуси. В конце концов, есть отношения на межправительственном уровне, которые тоже имеют некоторую стратегию, и встревать между ними будет не самым разумным решением.

Полина ШУМИЦКАЯ

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*