Корреспондент «Обозревателя» вдыхала запах свежей краски на станциях «Петровщина», «Михалово», «Грушевка».
7 ноября у большинства минчан был выходной, поэтому многие решили отметить день революции… поездкой в метро. Видимо, еще живет в коллективной бессознательной белорусской душе привычка принимать очередной новострой в красный день календаря. Так или иначе, на всех новых станциях было весьма многолюдно. Проворные минчане доставали мобильные телефоны и старались незаметно для сотрудников охраны сфотографировать интерьеры новеньких станций.
«Мы специально сюда приехали посмотреть, хотя обычно этой веткой не пользуемся. Знаете, мне не нравится, что все здесь сделано в индустриальном стиле», – хмурит брови интеллигентный мужчина в стильных очках на платформе «Петровщины». А вот его улыбчивая спутница не согласна: «Я очень довольна станцией. Особенно хороша идея со звездным небом». Девушка имеет в виду необычный потолок, украшенный множеством белых и синих мини-лампочек – «звездочек». Этакое воплощение космической идеи универсума в национальном стиле, не хватает только снопов с сеном для полноты картины. Начальник станции Владимир Кожедуб сравнивает «Петровщину» – ни больше ни меньше – с настоящим дворцом. «Правда, ни колонн, ни пилонов здесь нет. В этом смысле станция простая, зато функциональная с технической точки зрения». Владимир Михайлович уверен, что пассажирский поток здесь будет интенсивный, может быть, даже слишком (столько людей на платформе в выходной, а что будет в будние дни?). Но ситуация станет полегче через год – когда откроют станцию «Малиновка». Вообще же Владимир Кожедуб вспоминает корейское метро, которое видел по телеканалу Discovery: прозрачные стеклянные двери, полная автоматизация, дорогое оснащение… Что и говорить, до такого уровня Минску еще далеко. «Вот раньше, в советское время, строили монументально, на века. А теперь каждый работает только ради своей копейки», – сетует начальник станции.
Бывший метростроевец Андрей Мудревский оценил новострой с профессиональной точки зрения: «Этот участок был одним из самых сложных для строителей за все время возведения метрополитена в Минске, во многом из-за неустойчивых подземных грунтов. Не зря на него потратили несколько лет упорного труда. Например, во время работ под проспектом Жукова проходчики столкнулись с сильнейшим притоком воды в забой. Виной всему стало древнее русло Грушевского ручья, проходящее как раз под развязкой. Пришлось частично перекладывать прохудившиеся конструкции Грушевского коллектора, откачивать грунтовые воды через специально пробуренные скважины – на профессиональном сленге это называется «водопонижением». А станцию «Михалово» строители возводили в рекордно короткие сроки из-за отставания от графика. Сейчас перед нами подготовленные красивые станции, но на самом деле тут еще много незавершенной работы, например, по тоннельному оборудованию. Правда, пассажиры этого не видят, и на безопасность движения это никак не влияет».
На двухъярусной станции «Михалово» стоит пыль и сильный запах краски, как и на других новых участках, впрочем. В центре платформы на втором этаже – фиолетовый столп с лифтом, а напротив него – металлические панно, символизирующие преемственность традиций и превращение провинциального бревенчатого Минска в современный стальной мегаполис. Правда, если выйти на улицу, то мегаполис в духе модерна не очень-то и бросается в глаза. Вокруг прилизанные малоэтажные аптеки, почта, магазины, стройки. Чистенький проспект Дзержинского, еще не привыкший к автомобилям. И пустынная перспектива будущих многоэтажек…
Желто-болотная «Грушевка» получилась самой компактной из всех станций, самой скромной, что ли. При этом медная половинка груши в человеческий рост, окруженная ореолом маленьких металлических грушек, пришлась по вкусу всем без исключения. «Вроде же и не положено, но как запретить людям фотографироваться? Это же не вход в тоннель, а просто груша», – говорит мне сотрудник службы охраны, устало глядя на толпу желающих сделать «лук» на фоне новой минской достопримечательности. Спортивный мужчина в шапочке «Динамо» подводит к фруктовому экспонату маленького мальчика. «Мы сами живем в Малиновке. Сегодня с сыном специально ездим по новым станциям, фотографируемся. Мне оформление везде очень понравилось», – говорит мужчина.
А вот пенсионерка Галина Ивановна разделять общий восторг не спешит. «Очень неудобно и долго добираться на общественном транспорте до станции «Петровщина». Мы с мужем живем на Космонавтов, так сегодня еле сюда добрались. Объявления, которые висят на автобусных остановках, написаны очень невнятно. Нам непонятно, как и куда едет транспорт. Кроме того, я заметила, что при входе на станцию «Петровщина» лежит разломанная плитка. А ведь обещали материалы лучшего качества! Тоже мне лучшее… И еще в метро очень шумно. В мои 70 лет от такой громкости начинает болеть голова. А вот в Петербурге, где я недавно была, поезда так не гудят».
Другие минчане тоже заметили, что столица оказалась не совсем готова к открытию юго-западного участка метро. Утром 7 ноября некоторые маршруты наземного транспорта уже отменили, а новые еще не пустили, понадеявшись на выходной. Досадное упущение «Минсктранса». Которое, конечно, будет быстро забыто поклонниками медной груши.
Справка «Обозревателя»
Средняя заработная плата машиниста метрополитена*:
Минск – 7 млн рублей
Москва – 15 млн рублей (в перерасчете на белорусские)
Средняя стоимость строительства 1 км метрополитена*:
Минск – 50 млн долларов
Москва – 250–300 млн долларов
Пекин – 150 млн долларов
*по информации участников проекта Minsk-Metro.NET
Фото Артема САЙДАНОВА